РЕГУЛИРОВКА УЗЛОВ МОТОЦИКЛА


При описании устройства и работы отдельных агрегатов и механизмов мотоцикла в соответствующих главах приведены данные и порядок регулировки, а именно: зазора между клапаном и толкателем у двигателя К-750, зазора между торцом стержня клапана и торцом коромысла у двигателя МТ-801, карбюраторов, зазора и контактах прерывателя, сцепления, механизмов ручного и ножного переключения передач коробки 6204, механизма включения блокировки, развала и схождения колес мотоцикла, датчиков стоп-сигнала ножного тормоза и др.

Остальные регулировки, необходимые в процессе эксплуатации мотоциклов, изложены в настоящей главе.

Регулировка затяжки подшипников рулевой колонки. Затяжку подшипников рулевой колонки следует регулировать в такой последовательности:

— установить мотоцикл на подставку, вывернуть барашек амортизатора руля, снять пружинную и фрикционные шайбы и, покачивая вилку за руль или перья вилки, установить наличие люфта;

— выявив наличие люфта, отпустить гайку стержня рулевой колонки, отвернуть гайки перьев вилки и отпу-тить стяжные болты траверсы, после чего сдвинуть траверсу вверх;

— затянув гайку верхнего подшипника до отказа, ослабить ее на 1/8 часть оборота;

— убедившись, что люфта в подшипниках нет, поставить детали на место в обратной последовательности.

После регулировки затяжки подшипников вилка должна поворачиваться плавно, без больших усилий, без заедания н люфта при повороте.

Регулировка затяжки подшипников колес. Затяжку подшипников колес следует регулировать у вывешенного колеса в следующем порядке:

— вывернуть и вынуть ось колеса;

— снять отражатель ступицы колеса;

— поставить на место и затянуть ось колеса;

— ослабив контргайку ступицы, подтянуть гайку ступицы колеса до отказа, после чего отпустить ее на 1/6 часть оборота;

— убедившись, что колесо вращается свободно и без люфта, надежно затянуть контргайку ступицы;

— установить на место отражатель ступицы, оставить и затянуть ось колеса, проверить вращение и опустить колесо на землю.

Регулировка троса тормоза переднего колеса. Трос тормоза регулируется при установке троса, а также в процессе эксплуатации мотоцикла (без снятия колеса) по мере появления люфта оболочки троса более 1 мм.

Рис. 103. Регулировка троса тормоза переднего колеса:
1 - регулировочный винт; 2 - контргайка

Для регулировки троса необходимо:

— снять переднее колесо мотоцикла;

— сдвинуть защитную резиновую муфту у тормозного диска вверх по оболочке троса;

— ослабить контрганку 2 (рис. 103) и вращать регулировочный винт 1 до тех пор, пока люфт оболочки троса не будет равным 0,5—1 мм.

При крайнем заднем положении рычага тормоза закрепить регулировочный винт в новом положении контргайкой 2; установить переднее колесо на место.

Регулировка тяги тормоза заднего колеса. На мотоциклах К-750М и МВ-750 тягу тормоза регулировать после замены тормозных колодок в следующем порядке:

— снять заднее колесо мотоцикла;

Рис. 104. Регулировка тяги заднего тормоза мотоцикла:
1 - подножка; 2 - рычаг; 3 - палец; 4 - шайба; 5 - шплинт

— расшплинтовать и вынуть палец 3 (рис. 104) рычага, соединяющий вилку тяги заднего тормоза с рычагом ножной педали;

— снять вилку тяги тормоза с рычага ножной педали, ослабить гайку крепления вилки и, придерживая тягу, проворачивать вилку на резьбе тяги до тех пор, пока зазор между гайкой заднего конца тяги и пальцем рычага тормоза, находящегося в крайнем заднем положении, не составит 0,5—1 мм. Ножная педаль заднего тормоза при этом должна быть прижата к подножке 1 водителя;

— присоединить вилку тяги тормоза с помощью пальца 3 рычага к рычагу ножной педали и зашплинтовать палец, после чего затянуть гайку крепления вилки;

— установить заднее колесо на место.

Свободный ход педали тормоза после регулировки должен быть 20—25 мм.

На мотоциклах К-650, МТ-9, МВ-750М и МВ-650 длину тяги тормоза заднего колеса регулируют при ее установке на мотоцикл, а также при ремонтных работах. Длина передней тяги не регулируется.

Рис. 105. Регулировка тормоза заднего колеса

Регулировка ведется при снятом колесе и прижатой снизу педали заднего тормоза к подножке, для чего рычаг 10 (рис. 72) поворачивают в сторону тяги 8 и, завертывая или свертывая с тяги 8 гайку 11, устанавливают зазор между гайкой 11 и осью 9 рычага 0,5-1 мм.

Резьбовая часть тяги должна выступать из гайки; при необходимости освобождается контргайка вильчатого наконечника и в небольших пределах за счет свертной части наконечника с тягой выпускается длина тяги, после чего вильчатый наконечник закрепляется контргайкой.

Регулировка тормозов по мере износа тормозных колодок. Необходимость в данной регулировке вызывается износом тормозных колодок при эксплуатации мотоцикла, а также при проведении ремонтных работ. Регулировка ведется одинаково для тормозов переднего и заднего колес без их снятия.

Тормоза должны быть отрегулированы таким образом, чтобы торможение начиналось:

— на переднем тормозе — при перемещении конца рычага на руле на 5—10 мм;

— на заднем тормозе (рис. 105) — при перемещении книзу конца тормозной педали на 10—15 мм у мотоциклов К-650, МТ-9, МВ-750М и МИ-650 и на 20—25 мм у мотоциклов К-750М и МВ-750.

Для регулировки необходимо ключом повернуть выступающий квадрат регулировочного конуса на внешней стороне тормозных дисков по направлению движения часовой стрелки на одни или на несколько щелчков до восстановления нормального зазора 0,2—0,4 мм между колодками и тормозными барабанами.