ЗАМЕНА И РЕМОНТ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ МОТОЦИКЛА


Отдельные узлы и агрегаты мотоцикла заменяются при обнаружении в них дефектов, вызывающих необходимость среднего или капитального ремонта данного агрегата.

Отдельные детали кривошипно-шатунного механизма (поршни, поршневые кольца и т. п.) заменяются в случае их преждевременного износа или в процессе технического обслуживания после 8000 км пробега мотоцикла.


Замена поршней


Поршни следует заменять в случае износа их по диаметру, износа канавок для поршневых колец, а также износа отверстий под пальцы и бобышках поршня. Внешним признаком износа поршней является появление стука поршней, усиливающегося с увеличением нагрузки и числа оборотов двигателя.

Для снятия поршней необходимо:

1. Отвернуть болт хомута крепления глушителя и отсоединить глушитель.

2. Отвернуть гайку крепления хомута выпускной трубы и отсоединить выпускную трубу.

3. Отвернуть винт хомута крепления уплотнительной муфты воздухопровода и снять воздухопровод.

4. Снять бензопровод, отвернуть гайки крепления карбюратора и снять карбюратор.

5. Отвернуть гайки крепления цилиндра и снять цилиндр.

6. Вынуть стопорные кольца поршневого пальца.

7. Нагреть поршень и выбить поршневой палец из отверстия поршня.

8. Отсоединить поршень от шатуна. При установке поршня необходимо:

1. Проверить состояние втулки верхней головки шатуна; при небольшом износе развернуть втулку.

2. При большом износе выпрессоватъ втулку, запрессовать новую, просверлить четыре отверстия для смазки, развернуть втулку разверткой.

3. Подобрать новый поршневой палец и поршень, обеспечивающие нормальные зазоры. Поршневой палец при температуре 20ºС должен плавно входить в отверстие втулки шатуна под нажимом большого пальца; зазор между поршнем и цилиндром должен быть 0,07—0,09 мм.

4. Нагреть поршень и собрать его с шатуном, установить поршневые пальцы, застопорить их стопорными кольцами.

5. Смазать тонким слоем масла цилиндры, поршень и этим же маслом пропитать прокладку, установить прокладку и надеть цилиндр на поршень, обращая внимание на целость поршневых колец, установить цилиндр на шпильки картера и закрепить гайками.

При установке поршня стыки поршневых колец должны быть в разных плоскостях.

6. Установить крышки клапанных коробок с прокладками и закрепить винтами.

7. Подсоединить провод высокого напряжения к свече.

8. Установить карбюратор и присоединить к нему бензопровод.

9. Присоединить воздухопровод винтом хомута уплотнительной муфты.

10. Присоединить выпускную трубу и глушитель.


Замена поршневых колец


Рис. 106. Снятие поршневых колец

Поршневые кольца следует заменять в случае разрушения, износа или потери упругости колец, а также заедания их в канавках поршня, при повышенном расходе масла двигателем и падении компрессии в цилиндрах.

Для снятия поршневых колец (рис. 106) необходимо: 1. Снять цилиндры (см. “Замена поршней”, пп. 1—5).

2. Вставить четыре медные пластинки (размером 1X5x30 мм) под первое поршневое кольцо и снять его; остальные кольца снимаются аналогично.

Для установки поршневых колец необходимо:

1. Подобрать новые поршневые кольца по цилиндрам и поршням. Новые кольца подбирать по тому цилиндру, в котором они будут работать без заклинивания.

2. Кольца подбирать по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замке колец, вставленных в цилиндр, был 0,25—0,5 мм. При меньшем зазоре разрешается припилить стыки кольца. Плоскости стыков после припиливания должны быть параллельны. Торцовый зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть: для верхнего компрессионного кольца 0,055—0,065 мм, для остальных колец 0,04—0,05 мм.

3. Тщательно очистить от нагара поршни, особенно канавки под поршневые кольца и смазочные отверстия.

4. Установить подобранные поршневые кольца на поршень, предварительно поставив под кольца медные пластинки.

5. Сместить стыки колец под углом 90° друг к другу.

6. Установить цилиндры (см. “Замена поршней”. пп. 5—10).


Притирка клапанов


Рис. 107. Притирка клапана:
1 - клапан; 2 - приспособление для проворачивания клапана

Клапаны следует притирать в случае нарушения плотности их посадки вследствие появления раковин, нагара на рабочих поверхностях клапанов и седел.

Внешним признаком нарушения герметичности закрытия клапанов является падение компрессии в цилиндрах и снижение мощности двигателя.

Для притирки клапанов (рис. 107) необходимо:

1. Очистить клапаны от нагара и проверить их техническое состояние.

К притирке допускаются клапаны, у которых глубина раковин на рабочей фаске не превышает 0,05 мм. При большей глубине раковин клапаны следует шлифовать или заменять. Клапаны, у которых головка имеет коробление или высоту цилиндрического пояска менее 0,3 мм, заменять.

2. Надеть на стержень притираемого клапана пружину с небольшой упругостью и вставить клапан в отверстие соответствующей направляющей втулки.

3. На рабочую поверхность головки клапана и седла нанести тонкий слой притирочной пасты, прижать клапан к седлу и с помощью приспособления поворачивать клапан на пол-оборота вправо и влево. После каждого пол-оборота ослаблять силу нажатия на клапан, давая клапану возможность подняться на 2—3 мм от седла.

Рабочие поверхности головки клапана и седла притирать до тех пор, пока они не станут матовыми. Прилегание клапана к седлу должно быть по всей окружности 1,5—2,0 мм по ширине.

4. Тщательно промыть гнезда клапанов и клапаны керосином и проверить качество притирки и герметичность прилегания клапана к седлу.

Проверяется путем заливки керосина соответственно во всасывающий или выпускной патрубок с выдержкой в течение 3 мин. Течь и отпотевание между клапаном и седлом клапана не допускаются.


Замена пружинно-гидравлического амортизатора


Пружинно-гидравлический амортизатор следует снимать при разрушении пружины, штока или корпуса амортизатора, а также для частичной разборки и замены амортизаторной жидкости после 8000 км пробега мотоцикла. Для снятия амортизатора подвески заднего колеса необходимо:

— отвернуть болт и отсоединить амортизатор от рычага подвески заднего колеса;

— отвернуть гайку, вынуть болт верхнего крепления амортизатора и снять амортизатор.

Устанавливать амортизатор следует в обратной последовательности.

Для замены пружинно-гидравлического амортизатора коляски необходимо:

— подставить под раму коляски деревянную подставку, расшплинтовать и отвернуть гайку оси колеса и снять колесо коляски;

— отвернуть гайки болтов крепления щитка колеса

коляски и снять щиток, не отсоединяя при этом электропровода;

— вывернуть болт и вывести амортизатор из кронштейна редуктора;

— отвернуть гайку верхнего крепления амортизатора к раме, вынуть болт и снять амортизатор.

Устанавливать амортизатор коляски следует в обратной последовательности.


Порядок разборки амортизатора


1. Закрепить амортизатор в тиски за корпус 14 (рис. 50) (при отсутствии тисков надеть амортизатор нижним наконечником на какую-либо планку шириной 25 мм или оставить его закрепленным нижним наконечником на рычаге задней подвески), нажать на верхний кожух 12 и вынуть сухари 4, снять верхний кожух, пружину 5 и нижний кожух 13.

2. Ключом 27 мм отвернуть гайку 8, слить жидкость, вынуть из корпуса 14 шток 2 в сборе и рабочий цилиндр 19.

3. Высверлить раскерненные места гайки и отвернуть гайку 18 штока, снять поршень 17, перепускной клапан, пружину, упор, стопорное кольцо 15, подшипник 11 штока, уплотнительное кольцо 10, пружину сальника, нажимную шайбу 9, сальник 7, гайку 8 и буфера 6.

4. Вывернуть из штока верхний наконечник 3 и вы-прессовать сайлент-блок 1 со втулкой.

5. Спрессовать с рабочего цилиндра 19 корпус всасывающего клапана, снять шайбу, пружину 24, предохранительный клапан 23 и всасывающий клапан 22.

Сборка амортизатора ведется в обратной последовательности.

Примечания: 1. Полностью разбирать амортизатор в исключительных случаях, т. е. при замене деталей. Для осмотра или замены амортизаторной жидкости разбирать в объеме, указанном в пп. 1—3.

2. Перед сборкой все детали тщательно промывать в бензине или керосине.

3. При разборке внутреннюю поверхность цилиндра, наружную поверхность поршня и шток оберегать от царапин и вмятин.

Запрещается вставлять поршень в цилиндр или передвигать сальник и подшипник по штоку, если детали эагрязнены и не про мыты в чистом бензине или керосине.

4. В качестве амортизаторной жидкости в цилиндр залить 70 см3 масла АС-8.


Разборка и сборка амортизатора 63-26

подвески с регулировкой жесткости


На мотоциклах Киевского мотоциклетного завода с третьего квартала 1975 г. устанавливаются амортизаторы, имеющие ступенчатую регулировку жесткости.

При разборке и сборке амортизатора необходимо обеспечить чистоту рабочего места, инструмента и принадлежностей, чтобы не засорить и не повредить детали амортизатора.

При разборке амортизатора необходимо:

1. Поставить амортизатор в вертикальное положение и зажать нижний его наконечник в тисках.

2. Нажав на верхний кожух, отпустить его на 5—10 мм и вынуть сухари.

3. Снять верхний кожух 3 (рис. 51), пружину 4, нижний кожух 6, опорное кольцо 11 и подвижный кулачок 12.

4. Вынув кверху верхний наконечник 1 со штоком 10, специальным ключом отвернуть гайку 7 резервуара и вынуть кверху шток 10 в сборе с обоймой сальников и рабочим цилиндром 9. При этом следить, чтобы не повредить сальник гайки резервуара.

5. Придерживая одной рукой рабочий цилиндр 9, вынуть из него шток амортизатора вместе с обоймой сальников, направляющей штока и поршнем в сборе. Вылить жидкость из рабочего цилиндра 9 и корпуса 5 амортизатора.

6. Выпрессовать клапан 27 сжатия в сборе из рабочего цилиндра легкими ударами молотка по деревянной оправке.

7. Установить шток в зажимных губках и зажать губки в тисках, отвернуть гайку 16 клапана отдачи.

8. Снять поршень 28 со всеми деталями клапана, направляющую штока, пружину и обойму сальников в сборе.

9. Осторожно вынуть из обоймы войлочный сальник, снять сальник гайки резервуара и вытолкнуть деревянным стержнем с верхней стороны обоймы резиновый сальник.

Разобранные детали промыть в керосине и внимательно проверить, нет ли забоин, задиров, следов износа, трещин, течи жидкости из резервуара. Детали, имеющие дефекты, заменить.

Войлочный сальник после промывки в керосине перед установкой пропитать горячим моторным маслом. Собирать амортизатор следует в обратной последовательности.

Во избежание повреждения резинового сальника при надевании обоймы сальников на шток пользоваться монтажной оправкой.

Для обеспечения нормальной работы в амортизатор заправить 105 см3 (в качестве амортизаторной жидкости) смесь состава: 50% турбинного “22” (турбинное “Л”) и 50% трансформаторного масла.

Заменитель — масло индустриальное “12” (веретенное “2”) или веретенное “АУ”.

Жидкость необходимо залить при вставленном рабочем цилиндре с клапаном сжатия в корпус амортизатора. Жидкость залить в рабочий цилиндр доверху, а остаток ее — в корпус амортизатора. После этого вставить в рабочий цилиндр шток с поршнем, закрыть цилиндр направляющей штока и, аккуратно придвинув корпус сальников вплотную к направляющей, завернуть гайку резервуара.

После затяжки гайки резервуара прокачать рукой шток с поршнем для удаления воздуха из рабочего цилиндра.

Для проверки герметичности выдержать собранный амортизатор (без пружин и кожухов) в горизонтальном положении в течение 10—12 ч.

Рекомендуется испытать и отрегулировать амортизаторы на специальном стенде, регистрирующем характеристику амортизатора при 107 качаниях в минуту.

При разборке или ремонте амортизаторов необходимо проверить состояние сайлент-блоков, крепление их и в случае обнаружения разрушения резины заменить резиновые втулки.

Примечание. Ирбитский амортизатор 63-26, изготовляемый Киевским мотоциклетным заводом, имеет обозначение по каталогу КМЗ-8 152.26.001 и отличается тем, что не имеет нижнего кожуха 6 (рис. 51