СИСТЕМА СМАЗКИ


Система смазки двигателя МТ-801 комбинированная (рис. 21). Под давлением смазываются только шатунные подшипники коленчатого вала. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием, самотеком и масляным туманом, образующимся в картере работающего двигателя.

Масло заправляется через заливное отверстие, закрывающееся резьбовой пробкой 12 с мерным щупом, и стекает в поддон картера двигателя.

Масляный насос 10 через сетку фильтра 14 засасывает масло из поддона и нагнетает его в главную магистраль 19. Так как производительность масляного насоса превышает расход масла в главной магистрали, часть масла через редукционный клапан 16 перепускается во всасывающий клапан 11 маслонасоса. Из главной магистрали масло поступает в кольцевую канавку, проточенную в корпусе переднего подшипника, а оттуда по сверлению в цапфе коленчатого вала в центрифугу.

Рис. 21. Система смазки двигателя МТ-801

1 – маслосточный канал; 2 – маслоподводящий канал в щеке; 3 – отверстие для смазки шатунного подшипника; 4 – ловушка; 5 – отверстие для смазки поршневого пальца; 6 – маслоотводный канал коленчатого вала; 7 – маслоподводящий канал коленчатого вала; 8 – отверстие для подвода масла в корпус центрифуги; 9 – отверстие в экране центрифуги; 10 – масляный насос; 11 – всасывающий канал; 12 – пробка заливного отверстия; 13 – перепускной канал; 14 – сетчатый фильтр; 15 – пробка сливного отверстия; 16 – редукционный клапан; 17 – маслоподводящий канал редукционного клапана; 18 – дренажная трубка; 19 – главная масляная магистраль; 20 – отверстие для отвода масла от центрифуги; 21 – паз в толкателе для подвода масла к головке цилиндра; 22 – датчик аварийного давления масла; 23 – маслоподводящий канал в кожухе штанги


В центрифуге масло очищается и по отводному каналу 6 коленчатого вала попадает во внутреннюю полость первой шатунной шейки (ловушки) 4, а затем по сверлению в средней щеке коленчатого вала в полость второй шейки.

В полостях шатунных шеек (ловушках) масло под действием центробежных сил очищается от твердых включений и пo огперстиям 3 идет на смазку шатунных подшипников.

При быстром вращении коленчатого вала масло с силой разбрызгивается в виде мельчайших капелек и смазывает стопки цилиндров, тулки верхних головок шатунов и поршневые пальцы, коренные подшипники, кулачки и подшипники распределительного вала и толкатели. Масляный туман проникает также под крышку распределительных шестерен и смазывает зубья шестерен и трущиеся поверхности сапуна.

Капельки масла, попадающие в пазы толкателей, захватываются ими и проникают в маслоподводные каналы 23 кожухов штанг, откуда масло, накапливаясь, стекает в головки цилиндров. Движущиеся детали клапанного механизма подхватывают масло и разбрызгивают его, обеспечивая смазку коромысел и клапанов. Накопившееся в крышке головки цилиндра масло стекает по дренажной трубке 18 обратно в картер двигателя.

Масляный насос шестеренчатый, состоит из литого корпуса 31 (рис. 15), ведущей и ведомой шестерен, крышки корпуса, редукционного клапана 33 и масло приемника 32 с трубкой.

Насос закреплен на плоскости корпуса 26 переднего подшипника коленчатого вала. Шестерня 30 привода масляного насоса установлена на валике ведущей шестерни на шпонке и получает вращение от шестерни 24 коленчатого вала.

В корпусе масляного насоса выполнены две расточки для ведущей и ведомой шестерен. Ведомая шестерня установлена консольно в глухом отверстии корпуса насоса. Ведущая шестерня имеет две опоры: одну — в глухом отверстии корпуса насоса, другую — в корпусе переднего подшипника коленчатого вала. Находящиеся друг с другом в зацеплении шестерни масляного насоса делят пространство внутри корпуса на две полости - нагнетания и всасывания. Полость нагнетания через отверстие в крышке соединена с главной магистралью, а полость всасывания через сверление в корпусе и трубку соединена с маслоприемником 32.

Рис. 22. Центрифуга и передний коренной подшипник:
1 - болт крепления центрифуги; 2 - пружинная шайба; 3 - шайба центрифуги; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - прокладка; 6 - крышка центрифуги; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - корпус центрифуги; 9 - экран; 10 - прокладка шестерни распределения; 11- ведущая шестерня распределения; 12 - корпус переднего подшипника; 13 - передний коренной шарикоподшипник; 14 - пробка коленчатого вала; 15 - коленчатый вал; 16 - винт

Давление масла на средних оборотах двигателя при температуре масла около 80°С устанавливается 3—4,5 кгс/см2. Давление в указанных пределах обеспечивается действием редукционного клапана, который

при повышении давления в полости нагнетания выше допустимого перепускает масло по сверлениям в корпусе насоса обратно в картер. Пружина клапана тарирована и регулировке не подлежит.

Для контроля за работой системы смазки служит датчик аварийного давления масла, соединенный проводом с сигнальным фонарем на корпусе фары. Датчик ввертывается в резьбовое отверстие на картере двигателя, соединенное с главной масляной магистралью.

При включенном зажигании ток от аккумуляторной батареи проходит через лампочку сигнального фонаря и замкнутый контакт датчика на массу — лампочка горит. При запуске двигателя мембрана датчика под давлением масла прогибается, контакт размыкается и лампочка гаснет. Срабатывает датчик при давлении 1,4-1,8 кгс/см2.

Центрифуга (рис. 22) является фильтром тонкой очистки масла центробежного типа. Центрифуга полнопоточная, т. е. через нее проходит 100% масла, циркулирующего в системе смазки двигателя. Она состоит из алюминиевых корпуса 8 с крышкой 6 и штампованного из листовой стали экрана 9. Корпус и крышка установлены на носке коленчатого вала, фиксированы шпонкой и затянуты болтом 1 через шайбу 3. Для создания герметичности от возможных утечек масла из центрифуги установлены уплотняющие прокладки 5 и 10 и уплотнительные кольца 4 и 7 из резины.

Масло от масляного насоса под давлением поступает в корпус центрифуги по сверлению в цапфе коленчатого вала; в корпусе и крышке центрифуги имеются радиальные ребра, благодаря которым масло сразу же вовлекается во вращение вместе с центрифугой, при этом под действием центробежной силы тяжелые включения, загрязняющие млело, отбрасываются к боковым стенкам центрифуги. Отвод масла из полости корпуса в полость крышки происходит из зоны наиболее чистого масла через продолговатое отверстие в экране. Правильное положение этого отверстия относительно входного и отводного каналов в цапфе коленчатого вала обеспечивается при сборке центрифуги и за счет выштампованного в экране усика, который заходит в отверстие корпуса центрифуги.