Глава третья

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА МОТОЦИКЛОВ


Рис. 36. Кинематическая схема силовой передачи тяжелых мотоциклов

Силовой передачей мотоцикла называется совокупность механизмов, передающих крутящий момент от коленчатого вала диигателя к ведущему колесу (колесам) и изменяющих его величину в зависимости от дорожных условий.

К силовой передаче мотоцикла, принципиальная кинематическая схема которой показана на рис. 36, относятся: муфта сцепления, коробка передач, карданная передача, главная передача (без привода на колесо коляски К-750М, К-650, МТ-9), а с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М, МВ-650) главная передача с дифференциальным механизмом, поперечная карданная передача, редуктор колеса коляски.


МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ


Муфтой сцепления или сцеплением называется механизм, предназначенный для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач мотоцикла, для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач и для плавного трогания мотоцикла с места.

На всех рассматриваемых нами моделях мотоциклов Киевского завода применяется сухая двухдисковая муфта сцепления (рис. 37), снабженная у последних моделей мотоциклов (МТ-9, МВ-750М и МВ-650) специальным механизмом автоматического выключения сиеплення в момент переключения передач. На мотоциклах более ранних моделей (К-750М, МВ-750, К-650) этот механизм отсутствует и сцепление включается только ручным рычагом, расположенным на левой сто роне руля.

Сцепление смонтировано в маховике двигателя и состоит из ведомых и ведущих частей и механизма выключения. К ведущим частям сцепления относятся маховик 7 и диски нажимной 8, промежуточный 9 и упорный 11, установленные на пальцах маховика. К ведомым частям сцепления относятся два ведомых диска 10 с двухсторонними кольцевыми накладками из фрикционного материала и шлицевымн ступицами, сидящими на шлицах хвостовой части первичного вала коробки пере дач. Под действием шести спиральных нажимных пружин, установленных в расположенных по окружности гнездах в теле маховика и давящих на нажимной диск 8, между ведущими и ведомыми дисками сцепления возникает момент трения, несколько уступающий по величине максимальному крутящему моменту, развиваемому двигателем.

Во избежание перекосов и заеданий нажимные пружины опираются на кольцевые канавки ведущего нажимного диска 8, а по окружности нажимного диска выполнено шесть отверстий под пальцы маховика с диаметром большим, чем диаметр пальцев. В центре нажимного диска имеется четырехгранное отверстие для посадки штока 12 выключения сцепления.

Механизм выключения муфты сцепления состоит из штока 12, проходящего через полый первичный вал коробки передач и одним концом заходящего в четырехгранное отверстие диска 8, а другим опирающегося на наконечник 13 штока.

На проточку наконечника 13 надет упорный шарикоподшипник 15, поджимаемый ползуном 10, связанным с рычагом 17 выключения сцепления, на другом конце которого имеется резьба для установки регулировочного винта троса сцепления.

Длп предупреждения вытекания масла из коробки по полости первичного вала предусмотрены сальник, сидящий на проточке штока, и уплотняющее резиновое кольцо 14.


Рис. 37. Двухдисковая муфта сцепления с механизмом автоматического выключения сцепления при переключении передач:
1 - педаль ножного переключения; 2 - кулачок-кривошип; 3 - ролик; 4 - внутренний рычаг; 5 - промежуточный шток; 6 - регулировочный болт; 7 - маховик; 8 - нажимной диск; 9 - промежуточный диск; 10 - ведомый диск; 11 - упорный диск; 12 - шток выключения сцепления; 13 - наконечник штока; 14 - уплотняющее резиновое кольцо; 15 - упорный шарокоподшипник; 16 - ползун; 17 - рычаг выключения сцепления; 18 - ось рычага; 19 - трос ручного привода муфты сцепления; 20 - регулировочный винт

Механизм автоматического выключения муфты

сцепления при переключении передачи


На мотоциклах моделей МТ-9, МВ-750М и МВ-650 кроме ручного выключения сцепления имеется также механизм автоматического выключения муфты сцепления, связанный с педалью ножного переключения коробки передач. Устройство и действие механизма автоматического выключении показаны на рис. 37. На оси педали ножного переключения передач установлен кулачок-кривошип 2, по профильной кривой которого перекатывается ролик 3 внутреннего рычага 4. При переключении передач кулачок-кривошип, качаясь вперед или назад из своего среднего положения, поднимает длинное плечо с роликом двуплечего рычага, находящегося во внутренней полости картера коробки передач. При этом короткое плечо (выступ) рычага 4 давит на промежуточный шток 5, наружный конец которого в свою очередь давит на регулировочный болт 6, ввернутый в нижнее плечо наружного рычага 17 выключения сцепления, отводя нижнее плечо вправо. Наружный рычаг, поворачиваясь вокруг оси 18 влево, через ползун 16, подшипник и наконечник 13 штока воздействует на шток выключения сцепления, выключая муфту сцепления.


Работа муфты сцепления


Управление механизмом выключения муфты сцепления осуществляется с помощью ручного рычага на левой стороне руля и троса, а на мотоциклах МТ-9, МВ-750М и МВ-650 и с помощью описанного выше механизма автоматического выключения сцепления.

Во включенном положении рычаг управления сцеплением на руле отпущен, а ведомые диски 10 (рис. 37) под действием шести пружин сцепления зажаты между ведущими дисками 8, 9 и 11. При этом сила трения между дисками достаточна для передачи крутящего момента и маховик 7 вращается с первичным валом коробки передач как одно целое.

При резком увеличении числа оборотов двигателя или повышении нагрузки на ведущие колеса крутящий момент возрастает, но диски сцепления пробуксовывают, смягчая ударную нагрузку на детали коробки передач и двигателя. При переключении передач в связи с изменившимися дорожными условиями муфта сцепления должна полностью выключаться.

Для выключения муфты на мотоциклах К-750М, МВ-750 и К-650 необходимо левой рукой выжать до отказа рычаг управления сцепления на руле. При этом рычаг 17 под действием троса сцепления и регулировочного винта поворачивается на оси 18 и через промежуточные детали штоком 12 отводит влево нажимной диск 8, отжимая пружины и разобщая диски сцепления. Передача вращения от маховика к первичному валу коробки прекращается.

Для включения муфты сцепления необходимо плавно отпустить рычаг управления сцеплением на руле.

Для выключения муфты сцепления иа мотоциклах МТ-9, МВ-750М и МВ-650 можно пользоваться либо описанным выше способом, либо выключать сцепление ножной педалью переключения передач с помощью механизма автоматического выключения, не пользуясь ручным рычагом управления, либо выключать муфту комбинированным способом — ручным рычагом и ножной педалью одновременно.

Для надежной работы муфты сцепления необходимо, чтобы диски всегда были ровными, сухими и с хорошим взаимным прилеганием. Незначительное количество масла, попавшее из картера двигателя или коробки, сразу же резко снижает качество работы сцепления.

Необходимо трогаться с места только на I передаче, плавно включая сцепление, и не допускать пробуксовки сцепления при ухудшении дорожных условий, своевременно переходя на низшую передачу.


Регулировка сцепления


Регулировка механизма сцепления осуществляется путем регулировки натяжения троса сцепления, а у новых мотоциклов (МТ-9, МВ-750М и МВ-650) также и путем регулировки положения регулировочного болта 6 (рис. 37) механизма автоматического выключения сцепления.

Ввинчивая пли вывинчивая регулировочный винт троса сцепления, изменяютнатяжение троса таким образом, чтобы рычаг управления сцеплением на руле имел свободный ход 5—8 мм, что обеспечивает полное включение и выключение сцепления.

При правильной регулировке механизма автоматического выключения должен быть обеспечен небольшой зазор между концом регулировочного болта 6 и промежуточным штоком 5. Наличие зазора определяют покачиванием рычага 17 выключения сцепления или педали ножного переключении передач.

Свободный ход при покачивании верхней головки рычага выключения сцепления не должен превышать 1 мм. Свободный ход при покачивании переднего плеча педали ножного переключения не должен превышать 10 мм. По окончании регулировки регулировочный болт 6 должен быть законтрен. Необходимо обращать внимание на согласованность ручного и ножного приводов выключения сцепления. Ручной привод должен быть отрегулирован так, чтобы величина хода штока 12 выключения сцепления при ручном выключении сцепления не превышала ход штока при автоматическом выключении.