ПРУЖИННО-ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ АМОРТИЗАТОРЫ


Рис. 50. Пружинно-гидравлический амортизатор 5309300-А:
I - в растянутом состоянии; II - в сжатом состоянии; 1 - сайлент-блок; 2 - шток; 3 - верхний наконечник; 4 - запорный сухарь; 5 - несущая пружина; 6 - буфер сжатия; 7 - сальник; 8 - гайка штока; 9 - нажимная шайба; 10 - уплотнительное кольцо; 11 - подшипник штока; 12 - верхний кожух; 13 - нижний кожух; 14 - корпус амортизатора; 15 - стопорное кольцо; 16 - верхний клапан; 17 - поршень амортизатора; 18 - гайка штока; 19 - рабочий цилиндр; 20 - упор; 21 - всасывающий клапан; 22 - нижний клапан; 23 - предохранительный клапан; 24 - пружина сальника; А, Б, В - полости

На мотоциклах КМЗ применяются два типа пружинно-гидравлических амортизаторов заднего колеса и колеса коляски: амортизаторы 5309300-А (рис. 50) с полным ходом 75—87 мм и амортизаторы 63-26 (рис. 51) с полным ходом 70—83 мм и ступенчатой регулировкой жесткости конструкции ИМЗ.

Оба типа амортизаторов практически обеспечивают подъем заднего колеса на 120 мм, хорошо смягчают удары и быстро гасят колебания подвески. Благодаря соединению с маятниковым рычагом и с рамой мотоцикла на сайлент-блоках они обеспечивают бесшумную работу подвески и надежность ее в эксплуатации.

Амортизатор 63-26 по сравнению с амортизатором 5309300-А имеет более высокую надежность в работе и переносит большие нагрузки. Конструкции его усилена, диаметр штока увеличен с 8 до 12 мм, а регулировка жесткости повышает комфортабельность при езде с различными нагрузками. С учетом этих преимуществ на Киевском мотоциклетном заводе на последних моделях устанавливают амортизаторы 63-26. Эти амортизаторы устанавливают на мотоциклах МВ-750М и МВ-650 и на мотоциклах МТ-9 с 1975 г. На мотоциклах К-750М, МВ-750 и К-650 установлены амортизаторы 5309300-А.

Основным эластичным элементом амортизатора 5309300-А (рис. 50) является несущая пружина 5, упирающаяся своими торцами в верхний 12 и нижний 13 кожухи. Гашение колебаний подвески осуществляется гидравлическим устройством двухстороннего действия с двумя клапанами: верхним 16 перепускным — на поршне амортизатора и нижним 22 всасывающим — на дне рабочего цилиндра 19.

На случай резкого возрастания давления в цилиндре амортизатора от внезапного толчка во всасывающем мембранном клапане 22 предусмотрен предохранительный пружинный клапан 23, срабатывающий при давлении 45—70 кгс/см2.

Кольцевая полость между корпусом 14 гидравлического амортизатора и рабочим цилиндром 19 заправлена амортизаторной жидкостью (70 см3 масла АС-8).

Верхняя часть амортизатора шарнирно связанная с опорным кронштейном рамы, включает сайлент-блок 1, шток 2 с гайкой 18, верхний наконечник 3 амортизатора, запорные сухари 4, верхний кожух 12, поршень 17 амортизатор и верхний перепускной клапан 16. Верхняя часть амортизатора не имеет вертикальных перемещений и испытывает в процессе работы только незначительные угловые колебания на шарнире.

Нижняя часть амортизатора, шарнирно связанная с маятниковым рычагом подвески, включает нижний кожух 13, корпус 14 амортизатора, рабочий цилиндр 19, полтинник 11 штока, гайку 8 с резиновым сальником, нижний всасывающий клипан 22 и ряд других леталей. При дорожных толчках нижняя часть амортизатора, воспринимая угловые колебания, перемещается в вертикальной плоскости вместе с колесом и маятниковым рычагом подвески. При этом в результате сближения верхнего и нижнего кожухов амортизатора сжимаются несущая пружина 5 и на 25% (при значительных толчках) буфера 6 (два резиновых кольца), сидящие на штоке 2 амортизатора.

Гидравлический амортизатор, гасящий колебания подвески, действует следующим образом. Под действием пружины 5, работающей на отбой, подвижные части амортизатора отходят вниз (положение І) и рабочий ци-линдр 19 перемещается относительно неподвижных поршня 17 и штока 2. В результате этого перемещения увеличивается полость Б между поршнем и нижним клапаном 22 и уменьшается полость В между поршнем 17 и верхним подшипником 11.

Вследствие разрежения, возникающего в полости 5, нижний всасывающий клапан 22 приподнимается и амор-тизаторная жидкость через прорези в корпусе клапана 21 и гнездо клапана 22 из кольцевой полости А перетекает в полость Б. амортизаторная жидкость, находящаяся в уменьшающейся полости В, сжимается и начинает частично вытекать через тарированную канавку верхнего перепускного клапана 16 и продольные отверстия поршня 17 в полость Б, а частично выдавливаться вдоль штока 2 и через дренажные отверстия подшипника 11 в кольцевую полость А. При этом внутреннее сопротивление, возникающее в гидравлической системе, тормозит растяжение амортизатора под действием силы упругости пружины 5.

Рис. 51. Пружинно-гидравлический амортизатор 62-26:
1 - верхний наконечник; 2 - сухарь; 3 - верхний кожух; 4 - несущая пружина; 5 - резиновый буфер; 6 - нижний кожух; 7 - гайка резервуара; 8 - корпус амортизатора; 9 - рабочий цилиндр; 10 - шток; 11 - опорное кольцо; 12 - подвижный кулачок; 13 - неподвижный кулачок; 14 - нижний наконечник; 15 - корпус клапана сжатия; 16 - гайка клапана отдачи; 17 - регулировочная шайба; 18 - пружина клапана отдачи; 19 - шайба клапана отдачи; 20 - тарелка клапана; 21 - диск клапана; 22 - дроссельный диск клапана отдачи; 23 - тарелка впускного клапана; 24 - пружина перепускного клапана; 25 - тарелка перепускного клапана; 26 - стержень клапана сжатия; 27 - клапан сжатия в сборе; 28 - поршень; 29 - направляющая штока; 30 - пружина сальника; 31 - сальник гайки резервуара; 32 - обойма сальника; 33 - шайба сальника; 34 - резиновый сальник штока; 35 - наблочный сальник штока; 35 - нажимная шайба; А, Б, В - полости

При обратном ходе нижних подвижных частей амортизатора (положение II) от нагрузки или толчка полость Б уменьшается, а полость В увеличивается. Амортизаторная жидкость в полости Б сжимается, нижний всасывающий клапан 22 закрывается, а верхний перепускной клапан 16 открывается.

В результате возрастающего давления амортиза-торная жидкость из полости Б начинает перетекать в полость В через перепускной клапан 16 и в полость А через тарированную канавку закрытого всасывающего клапана, создавая сопротивление вместе с пружиной 5, тормозящее сжатие амортизатора, и обеспечивая таким образом первую степень амортизации.

Вторая степень амортизации при внезапном и резком повышении давления в системе обеспечивается дей-ствием предохранительного пружинного клапана 23, автоматически открывающегося, как указано выше, при возникновении в полости Б давления 45—70 кгс/см2.

Устройство пружинно-гидравлического амортизатора ИМЗ 63-26 со ступенчатой регулировкой жесткости показано на рис. 51. Упругим элементом здесь также является несущая пружина 4, а гашение ее колебаний осуществляется гидравлическим амортизатором двухстороннего действия, находящимся в корпусе 8, внутри пружины подвески. Сверху корпус 8 герметически закрыт гайкой 7 с сальником 34, через который проходит шток 10 амортизатора. Внутри корпуса 8 находится концентрический рабочий цилиндр 9, в котором совершает возвратно-поступатеное движение поршень 28 амортизатора, закрепленный гайкой 16 на штоке 10.

В теле поршня просверлены по окружности концентрически расположенные два ряда калиброванных перепускных отверстий.

Амортизатор 63-26 имеет два перепускных клапанных устройства, одинаковых по конструкции, одно из которых смонтировано на поршне 28, а другое — в нижней части рабочего цилиндра 9. В корпусе 15 нижнего клапана, так же как и в теле поршня, просверлены концентрически расположенные два ряда калиброванных перепускных отверстий.

Поскольку внутренние обьемы верхней А и нижней Б полостей рабочего цилиндра неодинаковы (верхняя полость меньше нижней на величину объема штока), то при сжатии амортизатора, т. е. при движении поршня 28 вниз относительно рабочего цилиндра, жидкость из нижней полости перетекает в верхнюю и заполняет ее. Часть жидкости благодаря разнице объемов при этом остается в нижней полости. Соответственно при растяжении (отбое) амортизатора и относительном движении поршня вверх амортизаторная жидкость перетекает из верхней полости А в нижнюю Б, но полностью ее не заполняет.

Для уравнивания объемов между верхней и нижней полостями служит клапан 27, установленный в нижней части рабочего цилиндра. При движении поршня вниз и нарастании давления в нижней полости Б амортизатор-ная жидкость, проходя через наружные отверстия поршня, приподнимает тарелку 23 клапана поршня и перетекает в верхнюю полость цилиндра А, а излишек жидкости, проходя через внутренние отверстия корпуса 15 нижнего клапана, отжимает дроссельный диск 22 клапана отдачи и перетекает в полость В между корпусом амортизатора и рабочим цилиндром.

В конце сжатия, когда поршень находится в самом нижнем положении, вступает в работу и амортизирует толчки еще и резиновый кольцевой буфер 5.

При работе амортизатора на растяжение (отбой) под воздействием силы упругости пружины 4 амортизаторная жидкость в верхней полости А начинает испытывать давление от идущего вверх поршня и, перетекая через внутренние отверстия поршня, отжимает диск 21 клапа-на и переходит в нижнюю полость Б. Одновременно с этим в результате образующегося в полости Б при движении поршня вверх разрежения в нее засасывается жидкость из полости В, которая приподнимает тарелку 23 клапана, проходя через наружные отверстия корпуса 15.

Для изменения упругой характеристики амортизатора служат регулировочные шайбы 17 и 19 и пружина 18, с помощью которых гайкой 16 клапана отдачи на специальном стенде регулируются клапаны.

Ступенчатая регулировка жесткости амортизатора в зависимости от нагрузки мотоцикла осуществляется с помощью регулировочного устройства, состоящего из двух кулачков 12 и 13. При повороте верхнего кулачка 12 относительно нижнего 13 происходит предвари тельное сжатие пружины 4 и уменьшение величины хо да амортизатора. В первом фиксированном положении кулачка пружина сжимается на 11 мм, а во втором на 21 мм. Этим устройством пользуются при езде на нагруженном мотоцикле по плохим дорогам.