ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА МОТОЦИКЛА


Рис. 52. Устройство телескопической передней вилки:
1 - гайка; 2 - шайба гайки; 3 - траверса; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - мостик рулевой колонки со стрежнем; 6 - направляющая муфта; 7 - кожух; 8 - сальник; 9 - верхняя втулка трубы пера вилки; 10 - труба пера вилки; 11 - нижняя втулка трубы пера вилки; 12 - стопорное кольцо; 13 - амортизатор вилки; 14 - специальная шайба; 15 - шайба; 16 - болт; 17 - левый наконечник пера вилки; 18 - правый наконечник пера вилки; 19 - пружинная шайба; 20 и 25 - гайки; 21 - стяжной болт; 22 - винт спускного отверстия; 23 и 26 - шайбы; 24 - стяжной болт мостика

Передняя вилка служит для соединения переднего колеса с рамой мотоцикла и для изменения направления движения мотоцикла посредством поворота переднего колеса.

На мотоциклах КМЗ устанавливается передняя вилка телескопического типа с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, унифицированная и взаимозаменяемая с передними вилками ирбитских мотоциклов.

На передней вилке кроме колеса монтируются также грязевой щиток, рулевое управление мотоцикла, светотехнические устройства (фара и указатели поворота) и ветровой щиток водителя. Поэтому конструкция передней вилки должна обеспечивать надежную амортизацию всех перечисленных узлов, легкость управления и комфортабельность езды при различных дорожных условиях.

Общий вид передней вилки в разрезе показан на рис. 52 и 53.

Несущей конструкцией вилки являются стальные трубы 10 (рис. 52) перьев вилки, вставленные в разрезные отверстия литого мостика 5 и зажатые в них стяжными болтами 24.

Верхние части труб 10 заканчиваются конусами, по которые садится траверса 3, а во внутреннюю нарезку концов труб завернуты затяжные гайки 1, стягивающие трубы и траверсу в одну жесткую конструкцию. Между траверсой и мостиком на трубах перьев вилки установлены штампованные кожухи 7 с приваренными кронштейнами крепления фары и щитка переднего колеса. Для предупреждения вибрации кожухи сидят на рези новых направляющих муфтах 6 и уплотнительных кольцах 4.

Трубы перьев вилки с надетыми на них кожухами являются неподвижной частью передней вилки, а подвижной, подрессоренной ее частью служат наконечники пера вилки - левый 17 и правый 18, состоящие из труб с приваренными к ним основаниями для крепления оси переднего колеса.

Наконечники перьев вилки вместе с верхними втулками 9 трубы пера при толчках на неровностях дороги перемещаются вдоль труб перьев вилки, скользя по нижней втулке 11 трубы пера.

Сальники 8, навернутые на трубы наконечников перьев вилки, удерживают в трубах верхние втулки 9, предохраняют наружные шлифованные поверхности труб перьев вилки от механических повреждений и предупреждают вытекание масла из полостей вилки.

Гашение толчков и колебаний передней вилки обеспечивается пружинно-гидравлическими амортизаторами 13, установленными в перьях вилки. Шток амортизатора, находящийся внутри трубы пера вилки, вверху ввернут в затяжную гайку 1 и законтрен. Снизу к штоку прикреплена с помощью гайки направляющая квадратной формы с закругленными гранями. Над нею свободно сидит поршень, боковая поверхность которого плотно прилегает к стенкам трубы корпуса амортизатора 13, а центральное отверстие поршня образует кольцевой зазор со штоком, являясь проходным сечением гидравлического амортизатора.

Спиральные пружины амортизаторов надеты на штоки и закреплены вверху на спиральных пазах наконечника штока, а внизу на спецгайке, навернутой на трубку корпуса амортизатора.

Внутренняя полость вилки заправляется маслом АС-8 по 135 см2 в каждое перо через горловины, закрытые затяжными гайками 1. Для спуска масла из системы служат винты 22 в нижней части наконечников перьев вилок. В нижней части наконечников перьев вилки предусмотрены отверстия для оси переднего колеса. В правом наконечнике отверстие гладкое, а в левом имеет нарезку. Ось колеса проходит через гладкое отверстие правого основания и завертывается в резьбу отверстия левого основания, стопорясь стяжным болтом 21.

Рис. 53. Передняя вилка в сборе со щитком:
1 - барашек амортизатора руля; 2 - гайка; 3 - шайба гайки; 4 - специальная гайка; 5 - замочная шайба; 6 - траверса; 7 - гайка подшипника; 8 - защитная шайба шарикоподшипника; 9 - сальник; 10 - шарикоподшипник руля; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - кронштейн фары левый; 13 - кронштейн фары правый; 14 - сальник; 15 - обойма сальника; 16 - шайба амортизатора руля; 17 - фрикционная шайба; 18 - шайба амортизатора руля с хвостовиком; 19 - пружинная шайба; 20 - специальная гайка амортизатора руля; 21 - шплинт; 22 - щиток переднего колеса; 23 - передняя вилка в сборе; 24 - болт крепления щитка; 25 - шайба; 26 и 28 - гайки; 27 - шайба амортизатора руля

Крепление передней вилки в головке рамы осуществляется с помощью стержня рулевой колонки, запрессованного своим нижним концом в отверстие мостика 5. Стержень рулевой колонки устанавливается в головке рамы на двух радиально-упорных подшипниках 10 (рис. 53), запрессованных в головку рамы. Нижний подшипник опирается на заточку мостика передней вилки возле стержня рулевой колонки, а верхний — на заточку затяжной гайки 7 подшипника, навернутой на резьбу стержня рулевой колонки.

Для поглощения боковых толчков, возникающих при езде по неровной дороге, на рулевой колонке устанавливается амортизатор фрикционного типа, состоящий из двух подвижных шайб 16 и 27, двух фрикционных шайб 17 и неподвижной шайбы 18 с хвостовиком, крепящимся на раме мотоцикла.

Весь набор шайб стягивается стержнем барашка 1 амортизатора руля, ввернутым в специальную гайку 20 амортизатора, которая своим заплечиком через пружинную шайбу 19 сжимает фрикционный пакет. При завертывании барашка 1 амортизатора руля под действием пружинной шайбы 19 возникает усилие, препятствующее повороту руля и уменьшающее боковые толчки, получаемые вилкой от переднего колеса. Степень затяжки амортизатора руля регулируется в зависимости от состояния дороги и скорости движения. При езде с большой скоростью и по неровной дороге барашек следует затягивать, а при медленной езде с частыми поворотами — отпускать.

Пружинно-гидравлические амортизаторы передней вилки работают следующим образом. При наезде мотоцикла на препятствие переднее колесо вместе с осью и наконечниками перьев вилки перемещается вверх, сжимая пружины вилки. При этом трубки корпусов амортизаторов перемещаются вместе с наконечниками, а штоки амортизаторов с нижними направляющими и поршням остаются неподвижными, сжимая масло, находящееся в полостях корпусов амортизаторов. При дальнейшем уменьшении объема полости и возрастании давления возросшее давление поднимает поршень до упора в штифт и масло через кольцевой зазор между поршнем и штоком проходит в верхнюю полость корпуса амортизатора, находящуюся между поршнем и гайкой трубки.

При обратном ходе колеса (на отбой) под действием сжатых пружин вилки наконечники вместе с трубками амортизаторов возвращаются в исходное положение. Масло, находящееся в верхней полости трубки корпуса амортизатора, прижимает поршень к направляющей и, встречая возросшее сопротивление, медленно протекает через зазор между штоком и сопряженной поверхностью гайки трубки амортизатора, гася колебания пружин вилки. Продавливаясь через отверстие гайки, масло стекает затем в полость трубы пера вилки, а оттуда через специальные сверления попадает сначала во внутреннюю полость наконечника, а затем внутрь амортизатора. Кроме того, для уменьшения гидравлического сопротивления при небольших ходах вилки на высоте 2/3 трубки амортизатора имеется дополнительное калиброванное отверстие.

Таким образом, гидравлические амортизаторы не только смягчают удары, воспринимаемые вилкой, но и задерживают обратный ход колеса, съезжающего с неровностей дороги, препятствуя подпрыгиванию колеса и возникновению продольных колебаний мотоцикла.

Максимальная длина хода телескопической передней вилки, а следовательно, и высота подъема переднего колеса составляют 140 мм.