ПРИВОД ЗАДНЕГО ТОРМОЗА


Рис. 71. Привод заднего тормоза мотоциклов К-750 и МВ-750:
1 - кронштейн; 2 - педаль заднего тормоза; 3 - ось педали; 4 - рычаг заднего тормоза; 5 - палец; 6 - регулировочная вилка; 7 - ось рычага тормоза; 8 - гайка; 9 - датчик сигнала торможения; 10 - тормозная тяга

На мотоциклах К-750М и МВ-750 установлен привод заднего тормоза (рис. 71) простейшей конструкции.

У основания правой средней стойки рамы приварен кронштейн 1, на котором монтируются педаль заднего тормоза и датчик стоп-сигнала.

Кованая педаль 2 заднего тормоза имеет опорную площадку с насечкой для предотвращения скольжения ноги на одном конце и отверстии на другом, куда впрессовывается ось педали с последующей приваркой. На гладкой поверхности оси имеется кулачок, в который упирается толкатель датчика стоп-сигнала. На конце оси педали сделаны шлицы, на которых сидит рычаг 4 заднего тормоза, закрепленный гайкой.

В верхнем конце рычага сделано отверстие для пальпа 5 регулировочной вилки 6 тормозной тяги. Нижняя часть рычага заднего тормоза изогнута и имеет зацеп, куда входит пружина. На конце тормозной тяги установлена ось 7 рычага тормоза и навернута гайка 8.

При няжатии на педаль ось педали поворачивается в кронштейне, увлекая за собой рычаг заднего тормоза, который, перемещая тормозную тягу вперед, растягивает пружину рычага 4. Передвигаясь вперед, тормозная тяга перемещает рычаг, находящийся на тормозном диске, поворачивающий кулак и уравнитель и раздвигающий тормозные колодки. Все детали тормоза при прекращении нажима на педаль под действием пружины рычага тормоза возвращаются в начальное положение и торможение прекращается.

С действием тормозной педали связан датчик стоп-сигнала. Датчик стоп-сигнала ввертывается в резьбовое отверстие на кронштейне оси педали заднего тормоза. От датчика идут два провода; одни — от клеммы датчика в фонарь мотоцикла, к верхней клемме лампы стоп-сигнала, другой — на клемму реле.

При нажатии на педаль тормоза толкатель датчика под действием пружины скользит по кулачку на оси педали тормоза и опускается вниз, замыкая контакты датчика. В этот момент зажигается лампа стоп-сигнала.

Устанавливать и регулировать датчик необходимо следующим образом. Ввернуть корпус датчика примерно на 2/3 длины резьбы и нажать педаль ножного тормоза, при этом лампа должна загореться. Закрепить провода, надеть колпачок и проверить работу датчика. При перемещении педали тормоза на 10—15 мм должна загореться контрольная лампа. При дальнейшем нажатии на педаль лампа должна гореть устойчиво. Если лампа загорается слишком поздно (при большом ходе педали тормоза), необходимо немного вывернуть датчик. Если лампа зажигается слишком рано (при малейшем касании педали), датчик нужно немного ввернуть. После регулировки корпус датчика следует законтрить гайкой, смазать клеммы смазкой УС-2 и надеть резиновый колпачок.

Рис. 72. Привод заднего тормоза мотоциклов К-650, МТ-9, МВ-750М и МВ-650:
1 - подножка; 2 - рычаг педали; 3 - шарнир педали с масленкой; 4 - выключатель сигнала торможения; 5 - передняя тяга; 6 - промежуточный рычаг; 7 - шарнир промежуточного рычага с масленкой; 8 - задняя тяга; 9 - ось рычага; 10 - рычаг кулака тормоза; 11 - гайка

Описанная выше конструкция применялась у мотоциклов К-750М и МВ-750 и нуждалась в частой регулировке. У мотоциклов К-650, МВ-750М, МТ-9 и МВ-650 применена более совершенная конструкция привода заднего тормоза (рис. 72). Она состоит из рычага 2 педали, шарнира 3 педали, выключателя 4 сигнала торможения, передней тяги 5, промежуточного рычага 6 с пружиной, шарнира 7 промежуточного рычага, задней тяги 8, оси 9 рычага и гайки 11, связанных с рычагом 10 кулака тормоза.

При нажатии на педаль ось педали поворачивается в шарнире 3, увлекая за собой переднюю тягу 5, перемещающую промежуточный рычаг 6. Пружина промежуточного рычага при этом сжимается и проворачивает его в шарнире 7, увлекая за собой заднюю тягу 5, которая, перемещая рычаг кулака тормоза, раздвигает тормозные колодки. При прекращении нажима на педаль все детали привода заднего тормоза под действием пружины промежуточного рычага возвращаются в начальное положение.

В качестве датчика сигнала торможения на указанных выше мотоциклах используется выключатель 4 (ВК854). Датчик сигнала торможения, помещенный в защитный резиновый колпачок, крепится двумя винтами к кронштейну, приваренному к правой нижней боковой трубе рамы.

Клеммы предохранены от попадания влаги и грязи резиновым колпачком.

Шток выключателя соединен пружиной с верхним плечом педали ножного тормоза. При торможении пружина натягивается и перемещает шток, который замыкает контакты. При этом загорается красный свет задних фонарей мотоцикла и коляски. Выключение осуществляется возвратной пружиной выключателя, а ускоренное размыкание его контактов — дополнительной пружиной. Полный ход штока выключателя равен 10,5 мм. При эксплуатации выключатель ремонту не подлежит и в случае выхода из строя заменяется новым.