Глава шестая

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ


Электрооборудование мотоциклов КМЗ состоит из следующих групп.

1. Источники электроэнергии — аккумуляторная батарея и генератор.

2. Приборы зажигания — катушка зажигания, прерыватель-распределитель, свечи и замок зажигания.

3. Потребители электроэнергии — осветительные приборы, звуковая и световая сигнализация.

4. Распределительная аппаратура и проводка — центральный переключатель, датчик стоп-сигнала и соединительные провода.

Электрическая сеть мотоциклов выполнена по однопроводной системе. Питание от источников электрической энергии подведено к потребителям по одному проводу, присоединенному к отрицательным зажимам аккумуляторной батареи и генератора (минусовым клеммам), а роль второго провода выполняют рама и все металлические части мотоцикла (“масса”), подключенные к положительным зажимам аккумуляторной батареи (плюсовой клемме).

В зависимости от модели мотоцикла схема электрооборудования имеет определенные изменения и отличия, которые сводятся к трем вариантам:

— 6-вольтовой схеме с генератором постоянного тока Г-414, мощностью 65 вт, аккумуляторной батареей ЗМТ-12 и ручной регулировкой опережения зажигания, смонтированной на мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650 и МВ-750М (рис. 73);

— 6-вольтовой схеме с генератором постоянного тока Г-414, мощностью 65 вт, аккумуляторной батареей ЗМТ-12 и автоматической регулировкой опережения зажигания, смонтированной на мотоцикле МТ-9 (рис. 74);

— 12-вольтовон схеме с генератором переменного тока Г-424, мощностью 150 вт, аккумуляторной батареей 6МТС-9 (или спаренными аккумуляторами ЗМТ-6) и автоматической регулировкой опережения зажигания, смонтированной на мотоцикле МВ-650 (МТ-10) (рис. 75).

Рис. 73. Схема электрооборудования мотоцикла, применяемая у мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650 и МВ-750М:

1 - лампа ближнего и дальнего света А6-32+32; 2 - ключ; 3 - предохранитель; 4 - фара ФГ-116; 5 - центральный переключатель; 6 - провод "масса"; 7 - провод высокого напряжения; 8 - наконечник свечи; 9 - света зажигания А8У; 10 - провод высокого напряжения; 11 - катушка зажигания Б2Б; 12 - габаритная лампа; 13 - передний фонарь коляски ПФ-200; 14 - звуковой сигнал С-37А; 15 - провод переднего фонаря коляски; 16 - соединитель проводов; 17 - задний фонарь ФП-220; 18 - лампа "Стоп" А6-15 сигнала торможения; 19 - габаритная лампа заднего фонаря А6-3; 20 - провод фонаря коляски; 21 - провод лампы выключателя сигнала торможения; 22 - провод к лампе освещения номерного знака; 23 - датчик стоп-сигнала; 24 - реле-регулятор; 25 - генератор постоянного тока Г-414; 26 - переносная лампа ПЛТМ (только у мотоциклов МВ-750 и МВ-750М); 27 - розетка 47К (только у МВ-750 и МВ-750М); 28 - провод к розетке; 29 - провод аккумулятор-"масса"; 30 - аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 31 - прерыватель-распределитель ПМ-05; 32 - кнопка сигнала; 33 - провод сигнала; 34 - монетка опережения зажигания; 35 - лампа подсветки спидометра; 36 - контрольная лампа включения генератора А6-0,25; 37 - трос переключения света; 38 - переключатель дальнего и ближнего света; 39 - лампа стояночного света А6-2



Рис. 74. Схема электрооборудования с автоматической регулировкой опережения зажигания, применяемая у мотоцикла МТ-9:

1 - лампа дальнего и ближнего света А6-32+32; 2 - лампа А6-15; 3 - фонарь-указатель поворота УП-223; 4 - ключ зажигания; 5 - предохранитель на 15а; 6 - фонарь контрольной лампы ПД-20; 7 - лампа-сигнализатор; 8 - датчик аварийного давления масла ММ106А; 9 - центральный переключатель; 10 - соединитель проводов; 11 - переключатель поворота П-201; 12 - лампа А6-2; 13 - передний фонарь коляски ПФ-200; 14 - наконечник свечи; 15 - свеча зажигательная А8У; 16 - катушка зажигания Б-201А; 17 - прерыватель ПМ-302; 18 - звуковой сигнал С-37А; 19 - задний фонарь коляски ФП-230; 20 - лампа А6-15; 21 - лампа А6-3; 22 - выключатель сигнала торможения ВК-854; 23 - реле-регулятор РР-302; 24 - генератор постоянного тока Г-414; 25 - аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 26 - лампа подсветки спидометра А6-2; 27 - кнопка звукового сигнала; 28 - реле-прерыватель указателя поворотов РС419; 29 - переключатель света П-25А; 30 - датчик нейтрали (кнопка контакта); 31 - фонарь контрольной лампы ПД20Г; 32 - лампа-сигнализатор нейтрального положения рычага переключения передач А6-1; 33 - контрольная лампа включения генератора А6-0,25; 34 - лампа стояночного света А6-2; 35 - фара ФГ-116. Расцветка проводов; I - черный; II - белый; III - красный; IV - зеленый; V - коричневый; VI - желтый; VII - голубой; VIII - фиолетовый; IX - серый



Рис. 75. Схема электрооборудования с генератором переменного тока Г-424, применяемая на мотоцикле МВ-650 (МТ-10):

1 - свеча зажигательная А8У; 2 - наконечник свечи; 3 - прерыватель ПМ-302У или ПМ-304; 4 - двухвыводная катушка зажигания Б-204; 5 - звуковой сигнал О-38; 6 - переключатель света; 7 - фонарь-указатель поворотов УП-223; 5 - фара ФГ-137; 9 - центральный переключатель ВК-857; 10 - прерыватель указателей поворотов РС427; 11 - датчик аварийного давления масла ММ125; 12 - пробка контакта; 13 - переключатель указателей поворотов П201; 14 - передний фонарь ПФ-232 коляски; 15 - выключатель сигнала торможения ВК-854; 16 - задний фонарь ФП-219 коляски; 17 - реле-регулятор РР-330; 18 - спаренная аккумуляторная батарея ЗМТ-6; 19 - блок предохранителей ПР-118; 20 - задний фонарь мотоцикла ФП-246; 21 - генератор переменного тока Г-424; 22 - фонарь контрольной лампы дальнего света ПД20Д; 23 - фонарь контрольной лампы генератора ПД205; 24 - фонарь контрольной лампы аварийного давления масла ПД20Е; 25 - фонарь контрольной лампы указателей поворотов ПД20Д; 26 - фонарь контрольной лампы датчика нейтрали ПД20Д; 27 - лампа А12-21 указателей поворотов; 28 - лампа А12-4 стояночного света; 29 - лампа А12-45+40 дальнего и ближнего света; 30 - лампа А12-21+6 "Стоп" фонаря коляски; 31 - лампа А12-3 заднего фонаря мотоцикла; 32 - лампа А12-1 подсвета спидометра; 33 - наконечник проводов; 34 - пучок проводов выключателя сигнала торможения и задних поворотов; 35 - пучок проводов мотоцикла; 36 - панель проводов; 37 - провод спидометра; 38 - провод аккумулятор-блок предохранителей; 39 - пучок проводов фонарей коляски; 40 - провод сигнала; 41 - провод бабина-прерыватель; 42 - провод высокого напряжения; 43 - провод аккумулятор-"масса"; 44 - провод фонаря ПД20Е; 45 - провод фонаря ПД20Д; 46 - соединительный провод аккумулятора


ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ


Источниками электроэнергии описываемых моделей мотоциклов являются аккумуляторные батареи ЗМТ-12 и генераторы Г-414 у мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МВ-750М и МТ-9 и аккумуляторные батареи 6МТС-9 или ЗМТ-6 и генератор Г-424 переменного тока с напряжением 12 в у мотоцикла МВ-650 (МТ-10).

Включение источников в цепь и поддержание напряжения в сети в нужных пределах обеспечивается соответственно реле-регуляторами РР-302 и РР-330.

Аккумуляторная батарея ЗМТ-12


На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МВ-750М и МТ-9 установлена свинцово-кислотная аккумуляторная батарея типа ЗМТ-12, имеющая номинальное напряжение 6 в, емкость 12 а·ч.

Электролитом служит водный раствор аккумуляторной серной кислоты.

Аккумуляторная батарея (рис. 76) состоит из трех аккумуляторов, соединенных последовательно и размещенных в общем ящике 10 с крышкой 16. Перегородки 12 образуют емкости для аккумуляторов.


Рис. 76. Аккумуляторная батарея:
1 - резиновый упор крышки; 2 - зажим "-"; 3 - пробка заливного отверстия; 4 - штырь; 5 - ребро; 6 и 11 - отрицательные пластины; 7 - деревянный сепаратор; 8 - стекловолочный сепаратор; 9 - положительные пластины; 10 - эбонитовый ящик; 12 - перегородка балок; 13 - крышка аккумулятора; 14 - межаккумуляторное содединение; 15 - зажим "+"; 16 - крышка батареи

Каждый аккумулятор состоит из полублоков — положительных 9 и отрицательных 6 и 11 пластин, расположенных в емкости с электролитом.

Пластины аккумуляторов отлиты из свинцово-сурьмянистого сплава в виде решетки, заполненной пористой активной массой.

Пластины каждого полублока соединены между собой бареткой, имеющей вывод в виде штыря 4, и отделены друг от друга пластиковыми или деревянными сепараторами 7 с прокладкой из стекловойлока.

Пластины аккумулятора нижней частью опираются на ребра 5, исключающие короткое замыкание в случае выпадания активной массы пластин на дно банки.

Аккумуляторы прикрыты крышками 13, которые герметизируются кислотостойкой мастикой.

Заливные отверстия аккумуляторов закрываются пробками 3 с уплотнительными шайбами для предотвращения разбрызгивания электролита. В нижнем, удлиненном конце пробки имеются газоотводные каналы, соединенные с атмосферой.

Полюсные выводы отдельных аккумуляторов соединяются между собой с помощью свинцовых межаккумуляторных соединений.

Выводные зажимы 2 и 15 батареи с проушинами, к которым с помощью болтов и гаек крепятся наконечники проводов.

Положительный (+) зажим батареи соединяется с зажимом Б реле-регулятора, а отрицательный (—) — на “массу”.

Аккумуляторная батарея устанавливается на специальной площадке, расположенной с левой стороны мотоцикла. Под батарею укладывается резиновая прокладка. Крепится аккумуляторная батарея к площадке с помощью двух стяжных лент и гайки-барашка.

При работе аккумулятора не следует допускать чрезмерной разрядки аккумуляторной батареи, так как при этом пластины покрываются слоем сернокислого свинца (сульфатируются) и затрудняется нормальное протекание процессов химической реакции при зарядке аккумуляторной батареи, следовательно, ускоряется ее разрядка. В зимних условиях это может привести к замерзанию электролита.

О степени заряженности аккумуляторной батареи судят по напряжению на клеммах батареи и плотности электролита.

Напряжение каждого аккумулятора полностью заряженной батареи равно 2,1—2,2 в. При разрядке напряжение быстро падает до 2 в, а затем медленно снижается до 1,7 в. Нельзя допускать падения напряжения ниже этого предела.

Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи должна быть 1,285 г/см3. Электролит заряженной аккумуляторной батареи замерзает при 50ºÑ, а разряженной — при —6°С, поэтому зимой при морозе ниже —15°С плотность электролита рекомендуется доводить до 1,3—1,32 г/см3 и систематически контролировать. Если плотность электролита уменьшилась до 1,25, значит, аккумулятор разряжен и его следует поставить на зарядку.

Плотность электролита рекомендуется проверять с помощью ареометра через каждые две недели при ежедневном техническом обслуживании и обязательно через каждые 2000 км пробега при техническом обслуживании № 1.

Уровень электролита в аккумуляторах должен быть ниже верхних кромок пластин на 10—15 мм.

В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи вода испаряется, поэтому при снижении уровня электролита ниже указанного предела нужно доливать дистиллированную воду. Электролит добавляется только в том случае, если есть утечка и возникла необходимость поддержать его концентрацию в нужных пределах во избежание снижения эффективности батареи.

Во время эксплуатации периодически, один раз в три месяца, необходимо проверять реле-регулятор для сохранения в зарядной цепи напряжения 7,2±0,2 в.

Батарею необходимо постоянно держать сухой, в чистоте, прочищать вентиляционные отверстия, полюсные выводы должны быть смазаны техническим вазелином.

Не допускается соединять между собой провода разных поляриостей (“+” и “-”) для проверки на искру.


Аккумуляторная батарея 6МТС-9


На мотоциклах МВ-650 с 12-вольтовой схемой электрооборудования установлена аккумуляторная батарея типа 6МТС-9.

Эта батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, каждый напряжением 2 в. Общее напряжение батареи 12 в, емкость 9 а·ч. Устройство аккумуляторной батареи практически не отличается от описанной выше.

Плотность электролита при полностью заряженной батарее должна быть 1,28±0,01 г/см3.

При 25% разрядке аккумуляторной батареи плотность становится 1,24 г/см3, а при 50% — 1,2 г/см3.

Батареи, разряженные больше чем на 25% зимой и на 50% летом, необходимо снять и поставить на подзарядку.

На мотоциклах МВ-650 могут также быть установлены две последовательно соединенные аккумуляторные батареи типа ЗМТ-6.

Каждая батарея состоит из трех последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 2 в.

Общее напряжение каждой батареи 6 в, емкость 6 а·ч.

Устройство аккумуляторов ЗМТ-6 и ЗМТ-12, их обслуживание и правила эксплуатации аналогичны.

Во время эксплуатации мотоцикла МВ-650 периодически, одни раз в три месяца, необходимо проверять реле-регулятор для сохранения в цепи напряжения 14,2±0,4 в.

Генератор и реле-регулятор


Основным источником электрической энергии на мотоцикле является генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую.

На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и МВ-750М установлены генератор Г-414 и реле-регулятор РР-302.

Генератор Г-414 (рис. 77) постоянного тока с параллельным возбуждением предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи и питания электрических приборов при работающем двигателе. При номинальной нагрузке 10 а генератор даст напряжение 6,5 в (число оборотов якоря не более 2200 в минуту). Таким образом, после запуска двигателя при переходе его на рабочие числа оборотов генератор вырабатывает электроэнергию, достаточную для питания потребителей, и включается в сеть.


Рис. 77. Генератор Г-414:
1 - шестерня привода генератора; 2 - сальники подшипников; 3 - обмотка якоря; 4 - передняя крышка; 5 - корпус генератора; 6 - деревянный клин в пазу якоря; 7 - якорь; 8 - полюсный башмак; 9 - оботка возбуждения; 10 - угольная щетка; 11 - пружина щетки; 12 - зажимы генератора; 13 - шарикоподшипник; 14 - крышка шарикоподшипника; 15 - стяжной болт; 16 - вал якоря; 17 - щеткодержатель; 18 - коллектор якоря; 19 - задняя крышка; 20 - защитная лента

Генератор отключается от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения аккумуляторной батареи и через него начинает протекать ток от батареи. Величина обратного тока, при которой генератор отключается от сети, 0,5—3,5 а.

Устанавливается генератор в верхней части картера двигателя в специальной расточке и крепится стяжной лентой. Со стороны хвостовой части с помощью упора генератор прижимается к расточенному в стенке картера двигателя гнезду с резиновой уплотнительной прокладкой.

Вращение якорю генератора сообщается от шестерни распределительного вала. Передаточное число между шестерней распределительного вала и шестерней генератора 1:3.

Вал якоря генератора эксцентричен по отношению к его корпусу, а поэтому зазор между зубьями шестерен регулируется поворотом корпуса в гнезде картера двигателя. При установке генератора следует учитывать возможность заклинивания зубьев шестерен генератора и распределительного вала. Для предотвращения заклинивания генератор необходимо устанавливать так, чтобы вал якоря находился справа от осевой линии корпуса, если смотреть со стороны коллектора.

Генератор Г-414 состоит из корпуса 5 с выточками на торцах для установки крышек, полюсного башмака 8 с обмоткой 9 возбуждения, якоря 7 с коллектором 18, передней крышки 4, задней крышки 19 с двумя щеткодержателями 17 и двумя вставленными в них угольными щетками 10.

Корпус и башмак с обмоткой возбуждения составляют магнитную систему генератора. Один конец обмотки возбуждения соединен с зажимом Я генератора, другой — с зажимом Ш. Оба зажима расположены на зад-ней крышке генератора и изолированы от нее текстолитовыми шайбами и втулками.

Обмотка якоря состоит из 28 секций (катушек), концы которых припаяны к коллекторным пластинам.


Рис. 78. Реле-регулятор РР-302:
1 - крышка; 2 - якорь реле обратного тока; 3 - ярмо реле обратного тока; 4 - якорь регулятора напряжения; 5 - ярмо регулятора напряжения; 6 - зажим Ш; 7 - зажим Я; 8 - зажим Е; 9 - зажим "-"

Коллектор представляет собой набор из 28 изолированных между собой и от вала якоря медных пластин, расположенных по окружности.

Опорой якоря служат два подшипника, установленные в крышках генератора. От попадания смазки на обмотку якоря предохраняют крышки с фетровыми сальниками 2, закрывающими подшипники с внутренней стороны.

Щетки 10 прижимаются к коллектору пружинами 11.

Отрицательная щетка соединена с корпусом генератора (на “массу”), а положительная изолирована от корпуса и соединена с зажимом 12 генератора.

Для доступа к щеткам в задней крышке генератора имеются окна, закрываемые защитной стальной лентой 20 с изолирующей прокладкой.

Реле-регулятор РР-302 (рис. 78) выполнен из реле обратного тока и регулятора напряжения, смонтированных в общем корпусе.

Для уяснения принципа работы регулятора напряжения реле-регулятора РР-302 (рис. 79) необходимо рассмотреть три положения якоря 2:

— якорь 2 замкнут через контакт 1 на “массу”;

— якорь 2 находится в среднем положении между контактами 1 и 8;

— якорь 2 замкнут на контакт 8.

Рис. 79. Электрическая схема реле-регулятора РР-302:
1 - контакт "масса"; 2 - якорь регулятора напряжения; 3 - основная обмотка регулятора напряжения; 4 - обмотка катушки возбуждения; 5 - генератор; 6 - обмотка реле обратного тока; 7 - обмотка регулятора напряжения; 8 - контакт предельного напряжения

В первом случае ток в катушку возбуждения проходит от “массы” через контакт 1, якорь 2 регулятора, из точки а поступает в обмотку 7 и затем на контакт “+” генератора 5. Это происходит до тех пор, пока сила, возникающая в результате намагничивания сердечника регулятора, не разомкнет якорь с контактом 1.

Во втором случае, т. е. в момент размыкания контактов, ток в катушку возбуждения поступает от “массы” через оба сопротивления, через точку а в обмотку 7 и через катушку возбуждения снова к контакту “+” генератора.

При последовательном включении в цепь возбуждения двух сопротивлений резко уменьшается ток, проходящий через катушку возбуждения, а следовательно, снижается напряжение в цепи генератора и уменьшается сила, притягивающая якорь к сердечнику регулятора. В результате этого якорь под действием возвратной пружины снова замыкается на контакт 1.

С увеличением числа оборотов якоря генератора частота размыкания контактов 1 и якоря 2 регулятора падает, что ведет к значительным колебаниям напряжения на зажимах генератора. Для увеличения частоты размыкания указанных контактов служит контакт 8.

При достаточной силе притяжения якоря 2 к сердечнику он замыкается на контакт 8 и цепь возбуждения выключается из работы генератора.

Таким образом, в результате того, что в обмотке 7 тока нет, в обмотках 3 и 6 величина его значительно уменьшится, резко упадет общий магнитный поток в магнитной системе регулятора, а следовательно, и сила, удерживающая якорь замкнутым на контакт 8. Возвратная пружина сможет легко вернуть якорь в положение, когда он снова будет замкнут на контакт 1, посте чего цикл повторится сначала.

При установке на мотоцикле реле-регулятора РР-302 и генератора Г-414 необходимо, чтобы провод, идущий от “+” батареи, подключался на клемму Б реле-регулятора, а провод, идущий от “—” батареи, подключался на “массу”.


Генератор Г-424


на мотоцикле МВ-650 устанавливаются 12-вольтовый генератор Г-424 переменного тока и реле-регулятор РР-330. Обшнй вид генератора показан на рис. 80.

Рис. 80. Генератор Г-424:
1 - передняя крышка генератора; 2 - сальник; 3 - ротор с обмоткой возбуждений и контактнми кольцами; 4 - статор генератора с обмоткой; 5 - колодка подключения генератора к электрической схеме мотоцикла; 6 - задняя крышка генератора; 7 - щеткодержатель; 8 - блок выпрямителей в сборе; 9 - вентилятор; 10 - защитный кожух вентилятора; 11 - подшипник ротора

Генератор Г-424 представляет собой синхронную трехфазную электрическую машину с электромагнитным возбуждением.

Конструктивные особенности его заключаются в том, что крышка 1 со стороны привода имеет эксцентричный по отношению к оси ротора цилиндрический прилив для регулировки межцентрового расстояния зубчатого зацепления привода и фланец с двумя продолговатыми радиусными отверстиями для крепления генератора к картеру двигателя с помощью шпилек.

Генератор со стороны привода имеет резиновый сальник 2 для изоляции полости генератора от внутренней полости картера.

В подшипниках 11 с двухсторонним уплотнением вращается ротор 3 с обмоткой возбуждения и контактными кольцами.

Трехфазная обмотка статора 4 соединена “звездой” с изолированной нейтралью.

Концы фаз припаяны к головкам болтов, крепящих выпрямительный блок 8.

Две крышки 1 и 6, а также статор 4 стянуты тремя винтами.

Щетки с токоведущими пластинами крепятся к щеткодержателю 7 и крышке 6 винтами.

В генераторе на задней стенке крышки смонтирован блок выпрямителей типа ВБГ-2А, позволяющий получать на зажимах генератора постоянный ток.

Блок выпрямителей состоит из трех моноблоков, отлитых из алюминиевого сплава с оребрением для теплоотвода. В каждом моноблоке встроены два полупроводниковых элемента противоположной полярности, электрическое соединение которых осуществляется с помощью двух шин — отрицательной (“массы”) и положительной. На положительной шине имеется контактный винт.

Разборка блока выпрямителей в условиях эксплуатации не допускается.

Под защитным кожухом 10 на консоли вала ротора 3 установлен осевой вентилятор 9, который обеспечивает охлаждение блока выпрямителей.

Клеммы для подключения генератора в электрическую сеть мотоцикла смонтированы на общей колодке 5 и имеют ограничивающие шайбы, исключающие возможность отсоединения проводов в процессе эксплуатации.

Принцип действия генератора Г-424 аналогичен принципу действия любой другой трехфазной синхронной электрической машины с электромагнитным возбуждением, но имеет следующие характерные отличия.

При троганни с места и разгоне мотоцикла обмотка возбуждения генератора должна питаться от внешнего источника постоянного тока (аккумуляторном батареи) и лишь после возбуждения от аккумулятора при скоростях вращения ротора, превышающих 2400 об/мин, генератор переходит на работу в режиме самовозбуждения. Поэтому эксплуатация генератора при полностью разряженной аккумуляторной батарее невозможна.

При эксплуатации генератора без нагрузки (в случае обрыва или отсоединения проводов) напряжение в генераторе достигает величин, способных пробить полупроводниковые элементы блока и вывести генератор из строя. Поэтому категорически запрещается эксплуатировать генератор без нагрузки.


Особенности установки генератора Г-124 и его техническое обслуживание


В процессе эксплуатации мотоцикла может возникнуть необходимость в снятии и установке генератора на двигателе. Установка генератора Г-424 на двигатель имеет свои особенности.

Для установки генератора необходимо посадочный прилив крышки со стороны привода генератора вставить в посадочное отверстие картера двигателя. Одновременно шестерня должна войти в зацепление, а шпильки картера двигателя должны войтн в удлиненные отверстия фланца генератора.

Между генератором и картером установлена прокладка. На шпильки картера надеваются пружинные шайбы и навертываются гайки до легкого прижатия генератора к картеру.

После этого запускается двигатель, и при малых оборотах его, медленно поворачивая генератор по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, находят оптимальное положение в зацеплении шестерен, при котором они работают с наименьшим шумом. Не меняя положения генератора, необходимо затянуть гайки, присоединить провода к клеммам и надеть предохранительные колпачки.

Конструкция генератора Г-424 позволяет свести к минимуму операции по его обслуживанию. Для подшипников генератора применяется консистентная смазка, обеспечивающая их надежную работу.

Контактные кольца генератора изнашиваются очень мало, а щетки обеспечивают весь период работы генератора в отличие от щеток генератора Г-424.

В процессе эксплуатации генератора Г-424 необходимо:

— проверять надежность затяжки гаек клеммных болтов с кабельными наконечниками, стяжных винтов предохранительного кожуха вентилятора, винта крепления вентилятора, гаек крепления генератора (не допускается задевание вентилятора об его предохранительный кожух);

— систематически контролировать степень заряжен-ностн аккумуляторной батареи;

— следить за целостью изоляции и жил электропроводов мотоцикла.

По истечении гарантийной наработки генератора (20000 км пробега мотоцикла) следует очистить от пыли полость со стороны контактных колец и протереть контактные кольца. Для удобства работы рекомендуется при этом снять генератор с мотоцикла, снять кожух и щеткодержатель со щетками.

Генератор Г-424 работает совместно с реле-регулятором РР-330.

Работа реле-регулятора в принципе аналогична работе описанного ранее реле-регулятора РР-302, но имеет свои особенности.


Реле-регулятор РР-330


Рис. 81. Реле-регулятор РР-330:
1 - клемма ВЗ; 2 - клемма ЛК; 3 - клемма ~; 4 - клемма Ш

Реле-регулятор РР-330 (рис. 81), предназначенный для регулирования напряжении генератора Г-424 переменного тока 14 в и номинальной величины тока 11 а; он присоединяется минусовым выводом на “массу” и имеет сигнализатор “Заряд—Разряд” аккумуляторной батареи. Реле-регулятор РР-330 состоит из одноступенчатого вибрационного регулятора напряжения и реле управления контрольной лампой.


Реле-регулятор имеет пять клемм подсоединения:

В3для присоединения к положительному выводу выпрямителей через контакты замка зажигания;

Ш” — для соединения с клеммой Ш генератора;

ЛКдля присоединения контрольной лампы;

“~” — для присоединения вывода фазы генератора;

М” на корпусе регулятора — для присоединения провода от “массы” выпрямителя.

Схема реле-регулятора РР-330 показана на рис. 82.

Рис. 82. Электрическая схема реле-регулятора РР-330

Вибрационный регулятор напряжения


Напряжение генератора должно оставаться постоянным при любой скорости вращения, эту функцию выполняет регулятор напряжения.

Регулятор напряжения работает следующим образом. По мере увеличения скорости вращении ротора генератора растет величина напряжения на его зажимах. При достижении величины напряжения, соответствующего заданному натяжением цилиндрической пружины прибора, контакты регулятора напряжении РН размыкаются и в цепи обмотки возбуждения включается добавочное сопротивление, что приводит к снижению тока возбуждения и регулируемого напряжения.

Электромагнитное усилие шунтовой обмотки регулятора (РН0) падает, контакты (РН) снова замыкаются и процесс повторяется в зависимости от режима работы.


Реле управления контрольной лампой


При включении контактов замка зажигания при неработающем двигателе или на малых оборотах двигателя реле управления находится в выключенном состоянии, т. е. якорь его не притянут к сердечнику, а контакты замкнуты. Поэтому контрольная лампа, включенная на батарею через контакты РВЛ, горит, сигнализируя о том, что зарядки нет.

По мере увеличения оборотов генератора нарастает напряжение, и когда оно превысит напряжение батареи, т. е. начнется зарядка батареи (напряжение на основной обмотке реле РВЛ0 достигнет уровня срабатывания реле), якорь РВЛ притягивается к сердечнику, контакты РВЛ размыкаются и контрольная лампа гаснет.

При снижении оборотов напряжение генератора уменьшается. РВЛ отключается, контакты замыкаются и контрольная лампа загорается. Вспомогательная обмотка РВЛ0 служит для повышения четкости срабатывания реле.

При эксплуатации реле-регулятора РР-330 с генератором Г-424 запрещается запуск двигателя при отключенном плюсовом проводе между генератором и реле-регулятором, так как это приведет к возникновению на выпрямителе повышенного напряжения, которое может вывести выпрямитель из строя.

Соединение клемм генератора и реле-регулятора с “массой”, например, в целях проверки на искру, не допускается.

Клемма “минус” реле-регулятора должна быть постоянно соединена с “массой” генератора.

Если аккумуляторная батарея мотоцикла систематически недозаряжается (затруднен запуск двигателя), необходимо: замерить величину напряжения вольтметром, включив его на клемму “ВЗ” и “—” реле-регулятора. Если напряжение менее 13,5 в, отрегулировать цилиндрической пружиной (растягивая ее) до напряжения 14,4 в.

При показании вольтметром напряжения, равного напряжению аккумуляторной батареи, а также когда регулятор напряжения не поддается регулировке, прочистить контакты и промыть их бензином.

Если аккумуляторная батарея в процессе эксплуатации получает повышенный зарядный ток и напряжение превышает 14,6 в, необходимо отрегулировать напряжение.