ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


Рис. 93. Фонарь-указатель поворотов УП-223:
1 - корпус; 2 - шайба; 3 - винт; 4 - лампа; 5 - рассеиватель прозрачно-оранжевого цвета; 6 - прокладки

К вспомогательному электрооборудованию относятся фонарь-указатель поворотов, переключатель света, центральный переключатель и замок зажигания.

На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 слева и справа на передней вилке и заднем щитке установлено по два фонаря указателя поворотов УП-223 (рис. 93).

Фонарь-указатель поворотов имеет прозрачно-оранжевый рассеиватель 5, который крепится к корпусу 1 винтами 3. Внутри корпуса и патроне на мотоциклах МТ-9 установлена лампа А6—15, а на мотоциклах МВ-650 — лампа А12—21.

На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 может быть также установлен фонарь-указатель поворота УП-223Б, отличающийся от описанного клеммным присоединением провода внутри фонаря.


Реле-прерыватель указателей поворота


Рис. 94. Внешний вид и электрическая схема реле-прерывателя мотоцикла МВ-650 (МТ-10)

Фонари-указатели поворота мотоцикла работают в одной цепи с реле-прерывателем указателей поворота, как показано на схемах электрооборудования мотоциклов МТ-9 (рис. 74) и МВ-650 (рис. 75).

Включение в работу реле-прерывателя указателей поворота осуществляется переключателем 11 (рис. 74) на мотоцикле МТ-9 и переключателем 13 (рис. 75) на мотоцикле МВ-650. Внешний вид реле-прерывателя и его электрическая схема показаны на рис. 94.

В условии эксплуатации реле-прерыватель указателей поворота ремонту не подлежит. В случае отказа в работе его необходимо заменить новым.


Переключатель света


Рис. 95. Переключатель света:
а - включен дальний свет; б - включен ближний свет; 1, 12 и 13 - контакты переключателя; 2 - подвижный контакт; 3 - движок; 4 - основание; 5 - контргайка; 6 - направляющая втулка; 7 - контактная пружина; 8 - контакты переключателя; 9 - трос; 10 - возвратная пружина; 11 - корпус

Переключатель света служит для переключения ближнего и дальнего света лампы фары при езде в ночное время.

На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650 установлен переключатель света (рис. 95), смонтированный внутри фары. Управление переключателем выведено наружу и выполнено заодно с комбинированной монеткой.

Переключатель состоит из металлического основания 4, пластмассового корпуса 11, трех контактов 1, 12 и 13 с зажимами, движка 3 с подвижным контактом 2, контактной пружины 7, возвратной пружины 10, направляющей втулки 6 с контргайкой 5, троса 9 и рычага переключателя. Под действием возвратной пружины 10 движок 3 с подвижным контактом 2 удерживается в положении, при котором замкнуты контакты 1 и контакты дольнего света 13. При нажатии на рычаг переключателя света движок перемещается вправо, замыкая контакты 1 и контакты ближнего света 12.

На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 установлен переключатель света П-25А (см. электрическую схему рис. 74 и 75). Особенностью переключателя П-25А является то, что на нем смонтирована кнопка включения звукового сигнала, находящаяся у мотоциклов прежних моделей КМЗ на комбинированной монетке опережения.

Рис. 96. Центральный переключатель мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и МВ-750М:
1 - основание; 2 - корпус замка зажигания; 3 - ключ зажигания; 4 - подвижный контакт; 5 - клемма провода

Центральный переключатель и замок зажигания


На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и МВ-750М установлен центральный переключатель, выполненный заодно с замком зажигания, имеющий с ним общие детали и вмонтированный в фару мотоцикла.

Центральный переключатель (рис. 96) служит для включения цепи зажигания, сигнала и осветительной сети мотоцикла.

Центральный переключатель крепится внутри фары тремя винтами, ввернутыми снаружи в кожух переключателя, и состоит из основания, на котором монтируются корпус, подвижный контакт и клеммы.

Отверстие для ключа зажигания в кожухе переключателя закрывается ползунком, предохраняющим от попадания влаги во время осадков.

Рядом с переключателем, в фаре, смонтированы контрольная лампа и центральный предохранитель на 15 а.

Рис. 97. Центральный переключатель ВК-857 мотоцикла МВ-650М (МТ-10):
1 - корпус переключателя; 2 - запорный цилиндр; 3 - ключ зажигания; 4 - ползун

В процессе эксплуатации мотоциклов иногда возникает необходимость в замене перегоревшего центрального предохранителя или контрольной лампочки фары.

Для замены предохранителя необходимо отверткой вывернуть держатель, находящийся с правой стороны фары. Контрольную лампочку заменяют изнутри фары, для чего предварительно отделяют от корпуса фары ободок с рассеивателем и отражателем.

На мотоцикле МВ-650 установлен центральный переключатель типа ВК-857 (рис. 97), смонтированный на щитке приборов, выполненный заодно с замком зажига-ния и имеющий с ним общие детали.

Замок зажигания МВ-650 состоит из корпуса 1, имеющего запорный цилиндр 2, с ключом 3 зажигания автомобильного типа. В нижней части корпуса находится семь клемм, к которым подсоединяются: плюс от источника питания (клеммы 1-1), зажигание (клеммы 2-2),

габаритные фонари мотоцикла (клеммы 3-3) и фара (клемма 4).

При повороте ключа зажигания поворачивается запорный цилиндр и вместе с ним подвижный контакт, соединяющий клеммы в различных комбинациях (рис.98):

Рис. 98. Возможные положения ключа зажигания в переключателе ВК-857:
0 - вставляется ключ зажигания; I - включено зажигание; II - включено зажигание, фара и габаритные огни; III - включены габаритные огни

0 — ключ вставлен до упора — все приборы выключены;

І — ключ вставлен до упора и повернут против хода часовой стрелки — включены зажигание, габаритные фонари мотоцикла и лампа стояночного света в фаре (стояночный свет продолжает гореть при вынутом в этом положении ключе зажигания);

ІІ — ключ вставлен до упора и повернут по ходу часовой стрелки в первое фиксированное положение — включены зажигание, фара и габаритные фонари (дви-жение в ночных условиях);

III — ключ вставлен до упора и повернут по ходу часовой стрелки во второе фиксированное положение — включены зажигание, габаритные фонари и указатели поворотов.

Контрольные лампы и приборы мотоцикла включены во всех трех положениях ключа зажигания, кроме “0”.

Вместо центрального предохранителя на мотоциклах МВ-650 установлен блок плавких предохранителей типа ПР-11В (рис. 99), имеющий три рабочие плавкие вставки по 15 а и одну запасную (см. схему электрооборудования рис. 70).

Рис. 99. Блок плавких предохранителей ПР-11В:
1 - пластмассовый корпус блока предохранителей; 2 и 3 - клеммы переключения проводов; 4 - плавкий предохранитель; 5 - зажимы плавких предохранителей; 6 - крышка блока предохранителей

Блок плавких предохранителей крепится под седлом водителя. При выходе из строя предохранителя необходимо снять пластмассовую крышку 6 блока предохранителей, предварительно отвинтив винт крышки, отжать зажим 5 плавкового предохранителя. Снять сгоревший предохранитель и заменить его годным.


Контрольные приборы


У мотоциклов К-750М, МВ-750 и К-650 устанавливаются спидометр СП-102 индукционного типа и фонарь-сигнализатор зарядки аккумуляторной батареи ПД-20 с красным светофильтром. У мотоциклов МТ-9, МВ-750М и МВ-650 дополнительно устанавливается фонарь-сиг-нализатор с зеленым светофильтром для определения нейтрального положения механизма переключения передач типа ПД-20Г. Кроме того, на мотоциклах МТ-9 и МВ-650 устанавливается фонарь-сигнализатор аварийного давления масла с красным светофильтром типа ПД-20.

Рис. 100. Спидометр СП-102:
1 - шкала; 2 - стрелка указателя скорости; 3 - счетчик пройденного пути; 4 - втулка подсоединения гибкого вала; 5 - шпилька крепления спидометра; 6 - корпус спидометра; 7 - стекло шкалы; 8 - ободок корпуса; 9 и 10 - уплотнительные прокладки

Спидометр СП-102 (рис. 100) предназначен для измерения скорости движения мотоцикла и отсчета пройденного пути. Он вмонтирован в корпус фары и состоит из указателя скорости и счетчика километров пройденного пути. Оба прибора имеют общин корпус. Привод к спидометру осуществляется от вторичного вала коробки передач с помощью гибкого вала ГВ-127, состоящего из троса с наконечниками и защитной оболочки.


Электропроводка


На всех описанных электросхемах мотоциклов КМЗ источники и потребители электрической энергии, а также вспомогательные приборы соединены между собой проводами марки ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией сечением 1,5 и 1.0 мм2. Для удобства монтажа провода мотоциклов (кроме проводов высокого напряжения) соединены в пучки.

Провода соединены между собой и с потребителями металлическими соединителями, защищенными от замыкания на “массу” полихлорвиниловыми трубками, а все наконечники проводов защищены резиновыми колпачками.

Пучки проводов крепятся к раме мотоцикла и коляски металлическими лентами и стягиваются хомутиками.

Схемы коммутации всей электропроводки мотоциклов показаны на рис. 73, 74 и 75.