ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ


Необходимо стремиться волить мотоцикл на оптимальных скоростях, допускаемых условиями движения, но не перегружая двигатель.

Скорости движения и силы тяги можно получить изменением числа оборотов двигателя или изменением передаточного числа в коробке передач. Основным способом изменения скорости движения и силы тяги является переключение передач.

Для обеспечения оптимальных скоростей движения необходимо умело оценивать конкретные дорожные условия и своевременно переходить на соответствующую передачу. Неправильно выбранная передача, неумелое и несвоевременное переключение передач вызывают потерю скорости мотоцикла, перегрузку двигателя и механизмов трансмиссии, повышают их износ, а также увеличивают расход горючего и масла.

Следует избегать переключения передач при движении на крутых подъемах и спусках, по скользкому грунту, на песчаных и заболоченных участках и при преодолении вброд водных преград. При приближении к таким участкам пути необходимо заблаговременно включить ту передачу, которая обеспечит их безостановочное преодоление.

Переключать передачи следует преимущественно на прямых и ровных участках пути. При переключении с I на II передачу необходимо:

постоянно смотреть вперед, наблюдая за дорогой, и, не глядя на педаль переключения передач, дать мотоциклу разгон до скорости 10—15 км, необходимой для перехода на II передачу;

— быстро выключить сцепление, одновременно повернув рукоятку управления дросселями от себя;

— нажать каблуком на заднее плечо педали ножного переключения и включить II передачу;

— плавно отпустить рычаг управления сцеплением, одновременно увеличив подачу горючей смеси.

Когда скорость движения мотоцикла на II передаче достигнет 20—25 км/ч, в таком же порядке включить III передачу, а при скорости 35—40 км/ч — IV передачу.

Для переключения с высшей передачи на низшую необходимо:

— выключить сцепление, одновременно снизив подачу горючей смеси;

— включить низшую передачу, нажав на педаль носком ноги;

— плавно и быстро включить сцепление и, одновременно увеличив подачу горючей смеси, увеличить число

оборотов двигателя.

Опережение зажигания необходимо устанавливать соответственно оборотам двигателя, т. е. при увеличении числа оборотов перемешать рычаг опережения монетки и сторону положения “Раннее”, а при уменьшении числа оборотов — в сторону положения “Позднее”.

Так как на мотоциклах МВ-750М, МТ-9 и МП-650 установлен механизм автоматического выключения сцепления при переключении передач, водитель этих мотоциклов при переключении передач может не пользоваться ручным рычагом управления сцеплением. После поворота рукоятки управления дросселями от себя следует резко, но без удара нажать на педаль переключения. После включения передачи плавно отпустить педаль переключения в среднее положение. Для плавного возврата педали рекомендуется придерживать ее одновременно носком и пяткой.

Снимать ногу с педали переключения запрещается, так как при этом возникают удары в силовой передаче мотоцикла. Водитель может выключать муфту сцепления одновременно ручным рычагом управления сцеплением и ножной педалью.

Можно управлять сцеплением с помощью педали ножного переключения и при трогании с места. Для этого после включения передачи педаль следует придерживать носком и пяткой ноги, одновременно плавно возвращая ее в среднее положение. Следует отметить, что для пользования механизмом автоматического выключения сцепления необходимо приобрести соответствующие навыки, до приобретения которых лучше всего пользоваться при переключении передач ручным рычагом выключения сцепления.