ТОРМОЖЕНИЕ МОТОЦИКЛА


Торможение ведется с целью уменьшить скорость движения или остановить мотоцикл.

Оно может осуществляться тремя способами:

— торможением двигателем — путем уменьшения подачи горючей смеси при включенном сцеплении;

— торможением с помощью тормозов — путем торможения заднего и переднего колес при выключенном сцеплении;

— комбинированным торможением — одновременно двигателем и тормозами, не выключая сцепления.

При любом способе торможения тормозить нужно плавно, так как резкое торможение может привести к заносам и опрокидыванию мотоцикла.

Наиболее опасно резкое торможение при плохом сцеплении колес с грунтом и неблагоприятных метеорологических условиях.

Торможение двигателем применяется при движении на пологих продолжительных спусках, при необходимости уменьшить скорость движения на прямом участке дороги, при движении на скользком полотне дороги, а также при движении в колонне для сохранения установленной дистанции.

Для торможения мотоцикла двигателем необходимо плавно уменьшить подачу топлива, не выключая сцепления и передачи. Для быстрого снижения скорости по мере замедлении движения переходить на низшие передачи. При необходимости полной остановки мотоцикла продолжать торможение тормозами при выключенном сцеплении.

Торможение тормозами применяется в тех случаях, когда необходимо быстро остановить мотоцикл при условии хорошего сцепления колес с дорогой, т. е. при сухом и нескользком полотне дороги. Тормозить следует в основном задним тормозом, используя передний тормоз как вспомогательный.

Торможение переднего колеса или торможение его раньше заднего колеса может вызвать занос или опрокидывание мотоцикла.

На поворотах с малым радиусом, на крутых спусках, при высокой скорости движения и при плохом сцеплении колес с грунтом рекомендуется тормозить только задним тормозом.

При заносе мотоцикла во время торможения необходимо ослабить торможение и вывернуть руль в сторону заноса заднего колеса.

Для торможения с помощью тормозов необходимо:

— выключить сцепление, одновременно сбросив обороты;

— плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного тормоза так, чтобы переднее колесо затормозилось слабее и начало торможение несколько позже, чем заднее.

Комбинированное торможение является наиболее эффективным и применяется для быстрой остановки мотоцикла и при движении на крутых спусках, а также при движении на скользком грунте и в гололедицу с целью не допустить скольжения (юза).

Для комбинированного торможения двигателем и тормозами мотоцикла необходимо:

— не выключая сцепления, убавить обороты двигателя;

— плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного тормоза, избегая резкого торможения задним тормозом во избежание остановки двигателя;

— когда скорость снизится настолько, что двигатель будет работать на минимальных оборотах, выключить сцепление и продолжать тормозить одними тормозами.

При осуществлении торможения мотоцикла водителю необходимо руководствоваться требованиями Правил дорожного движения; держаться от идущего впереди транспорта на такой дистанции, чтобы в случае внезапной остановки последнего иметь возможность осуществить торможение без наезда; избегать резкого торможения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения; своевременно подавать предупредительный сигнал о торможении для идущего сзади транспорта световым сигналом “Стоп” или в случае неисправности его перед началом торможения поднять руку вверх.