Глава девятая

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ


Постоянная исправность и готовность мотоциклов к использованию обеспечиваются планово-прелупрелительной системой технического обслуживания, предусматривающей проведение определенных работ по обслуживанию мотоцикла как в период его эксплуатации, так и при содержании его на хранении.

Техническое обслуживание мотоциклов должно проводиться в обязательном порядке после каждого их выхода в эксплуатацию и после определенного пробега (наезда количества километров), установленного для данного типа и модели мотоцикла, независимо от условий работы, времени года и технического состояния обслуживаемого мотоцикла.

Техническое обслуживание мотоцикла включает его заправку, смазку, регулировку и проверку исправности агрегатов и узлов мотоцикла по определенной схеме, отраженной в его карте смазки и объеме работ, предусмотренных тем или другим видом обслуживания.

Рассматриваемые в настоящей книге модели мотоциклов Киевского мотоциклетного завода по своей кинематической схеме могут быть отнесены к двум основным типам: мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650) и мотоциклы обычного дорожного типа без привода на колесо коляски (К-750М, К-650 и МТ-9). Их карты смазки также сведены к двум типовым схемам (рис. 101 и 102 см. вкл.).

Объем работ по отдельным видам технического обслуживания мотоциклов составлен с учетом охвата всех агрегатов и узлов рассматриваемых моделей.

Для конкретного пользования таблицами технического обслуживания в них сделаны оговорки, касающиеся того или иного образца двигателя (К-750 и МТ-801) или коробки передач (6204 и МТ-804), применяющихся

на различных моделях мотоциклов, а в указании номеров позиций по картам смазки (графа 4 таблиц), кроме номера позиции, через тире указано также, какой из двух типовых схем смазки следует в данном случае руководствоваться.

Что же касается периодичности обслуживания, то она одинакова для всех моделей мотоциклов, поэтому указанный в таблицах типовой объем работ для различных видов технического обслуживания может быть применен на каждой конкретной модели мотоцикла.


ЗАПРАВКА МОТОЦИКЛОВ


В качестве топлива для мотоциклов применяются автомобильные бензины А-66, А-72 и А-76. Практически для заправки мотоциклов могут быть использованы любые бензины с октановыми числами от 66 до 80, в том числе и авиационный бензин Б-70, рекомендуемый при постановке мотоциклов на хранение.

Двузначные числа, определяющие марку бензина, показывают его октановое число, т. е. детонационную стойкость бензина. Поскольку номинальная степень сжатия у двигателя К-750 составляет 6,0, октановое число, равное 66, является для него минимальным, а работа на топливе с более низким октановым числом неизбежно вызовет явление детонации. Двигатель МТ-801, имеющий номинальную степень сжатия 7,0—7,5, соответственно требует бензинов с октановыми числами от 72 до 80 и нормально работает на бензинах А-72 и А-76. Что же касается бензина А-66, то применения его для двигателя МТ-801 следует избегать, поскольку его октановое число не соответствует степени сжатия этого двигателя. Не рекомендуется использовать на мотоциклах и бензины с более высокими октановыми числами, как, например, бензин А-93, применение которого может привести к обгоранию кромок клапанов и другим отрицательным явлениям.

Поскольку большинство автомобильных бензинов, за исключением бензина А-72, для обеспечения необходимого значения октанового числа этилируются, что они имеют в своем составе от 0,4 до 0,6 г на 1 кг тетраэтилсвинца и соответствующую окраску (А-66 — оранжевую, а А-76 — сине-зеленую). Во избежание проникновения ядовитого тетраэтилсвинца в организм через кожные покровы и дыхательные пути необходимо соблюдать меры безопасности при работе с ним.

Для предотвращения отравления тетраэтилсвинцом необходимо выполнять следующие меры предосторожности:

— при заправке мотоцикла пользоваться заправочной воронкой, промывая ее керосином после заправки;

— не засасывать и не продувать ртом этилированный бензин при заправке или при засорении системы питания, пользуясь специальными приспособлениями или ручным насосом;

— не допускать запуска и работы двигателя в закрытом помещении, а также возможности поступления отработавших газов в помещение;

— при разборке двигателя выдерживать 15—20 мин в керосине все детали, имевшие контакт с этилированным бензином: клапаны, свечи зажигания, головки цилиндров, поршни и поршневые кольца, карбюраторы и детали системы питания;

— при разборке и промывке деталей, бывших в контакте с этилированным бензином, надевать резиновые перчатки и сжигать использованные концы и ветошь.

При заправке мотоцикла необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. Запрещается заправлять топливо при работающем двигателе, курить во время заправки пли пользоваться зажженной спичкой при проверке уровня топлива в баке. По возможности избегать заправки открытой струей. От техники заправки во многом зависит надежность работы системы питания двигателя. Необходимо в обязательном порядке практиковать меры предупреждения против засорения топливной системы и попадания в топливо грязи и влаги.

Сетчатый фильтр заливного отверстия топливного бака при заправке следует вынуть и установить в заправочную воронку. Для предотвращения попадания воды в топливный бак целесообразно класть в сетчатый фильтр кусок замши в качестве дополнительного фильтрующего элемента.

В дождь или снегопад следует заправлять мотоцикл в защищенном от осадков месте или прикрывать заливное отверстие топливного бака.

Следить за уровнем бензина в баке, который должен быть на 10—15 мм ниже нижнего края заливного отверстия.